Приключенческий роман долгое время был в изгнании. То, что называлось “приключениями”, всегда оказывалось фантастикой. Или даже фэнтези – чем дальше от реальной жизни, тем лучше. Прославленные мастера, умевшие находить невероятное в обычном, создавать чудо из того, что под рукою, придумывать правду, были забыты. О них стали говорить, что они устарели и “дети не поймут”. И только выросшие на этих книгах романтики упорно стояли на своём. Но их не слушали. До тех пор, пока бесконечные маги, феи, драконы и артефакты не надоели. Ведь никакая фантастика не переплюнет по части выдумки реальную жизнь! Об этом знает любой романтик. Потому что настоящий романтик всегда умён – и немножко циничен.

Но, к счастью, тёмные времена уходят в прошлое. Хорошо забытое старое возвращается. А к нему – ура! – потихоньку прибывает новое.

Мария Пастернак. Золото хравна

Давно уже почти не пишут наши авторы приключенческих романов. Таких, чтобы завораживало, пронимало до глубины души – как в детстве. А приключения чтобы не… не того сорта, когда артефакты заменяют героям мозги и сердце. Настоящие. Марии Пастернак, похоже, удалось создать именно такой роман. Удачное место действия – Норвегия. Какой же русский читатель не интересуется, как там, в Норвегии?
Меткое попадание со временем – раннее Средневековье. Кому же не интересно про раннее Средневековье? Особенно самый сложный, почти пограничный период, когда мир уже стал христианским, а в народе всё ещё верят в ведьм и оборотней, шёпот сил природы слышен среди людей, а сокровища викингов будоражат воображение современников. Хорошее обещание. Так и ждёшь подвоха. Сейчас окажется, что написано плохим языком. Обнаружатся картонные герои среди таких же декораций. Или, во всяком случае, всё это мы уже видели, слышали, читали и смотрели.
Многие, наверное, сталкивались с такой проблемой современных книг: как будто всё хорошо, всё есть, только удовольствия нет. Не захватывает. Такие книги можно прочесть, но вот любить нельзя. Может, – с грустью спрашивают друг друга взрослые, – это старость?
Может быть. Но не здесь. С первых страниц оказываешься в уютном и опасном мире, где на улице метёт метель и завывает ветер. За толстыми бревенчатыми стенами вздыхает натопленная печь и что-то постукивает: говорят, ниссе – домовой, прядёт на своей маленькой прялке. А маленькая Вильгельмина спит и видит во сне, как идёт по заснеженному лесу под недобрый шёпот громадных елей.
Понятно, что будут ведьмы, погони, разбойники и прочие захватывающие вещи. Одновременно знакомые и совсем новые. А ещё понятно, что Мария Пастернак здорово умеет чувствовать. Обаяние этой толстой (как положено роману) книги в захватывающем смешении мира вещей и людей. Ну, не только людей, вообще живых. Всё здесь связано и так ловко, что сердце радуется. А кроме того, есть и часть познавательная. В начале книги есть иллюстрированный гид по предметам средневекового быта, оружию и одежде. И нарисовано всё так, как если бы книга действительно вышла не сейчас, а сто с лишним лет назад, когда такие романы как раз входили в моду.
И это круто, чёрт побери. И представить, что всё это написал и нарисовал один и тот же человек, не так просто. Разве так может быть?
Оказывается, может. За вычетом некоторых мест вроде “Большое одеяло овечьей шерсти и медвежья полость укрывали Вильгельмину от холода. Одно ухо Вильгельмины было погружено в мягкую пуховую подушку, другое спрятано под тёплым одеялом”. Не все смеются на этом месте, но лично я – да.
Словом, как бы ни было, это достойное пополнение отечественной приключенческой традиции.

Рассмотреть в Лабиринте • 838 руб.

Рассмотреть на Ozon.ru • 638 руб.


Джеральд Даррелл. Моя семья и другие звери

Смешная до колик история детства знаменитого натуралиста выходит с завидной регулярностью. И, как правило, не вызывает у детей никаких эмоций. Это поколение родителей, взрослевших в СССР, помнит. И очень удивляется, что этого имени можно не знать. Но сегодняшние наследники – те, кому ставят диагноз “он любит животных” (произносится с ужасом в голосе), действительно не знают. А родители их с опозданием осознают, что само ничего не делается. Надо было показать, рассказать. И, конечно, ничего не получится, если показать ребёнку вообще любое издание. Хотя бы потому, что фотографиями животных пусть и самых экзотических, сегодня никого не удивишь. Сколь бы эффектны ни были фото на обложке, чуда не происходит. И не объяснишь, каким оно было, это чудо. Да и было ли?
Всё потому, что фокус этой книги не в животных. Хотя, конечно, очень много интересного о них там есть. Фокус этой книги в людях, в том, как они соприкасаются с миром природы, общаются друг с другом и, в конечном итоге, сами с собой. Самая глубинная, самая сокровенная мысль этой книги в том, как человек чувствует сам себя в мире. В свободе видеть, слышать, чувствовать. И не замечать при этом правила игр, в которые играют люди. В том этот фокус, что окружающие воспринимают такого человека, как… как, скажем, самку скорпиона в спичечном коробке. Как сову в спальне. Как что-то непонятное и наверняка ядовитое.
Весь этот человеческий цирк нельзя выпускать с фотографией на обложке. Она никому ничего не скажет. История семьи Дарреллов должна выходить в тканевом переплёте цвета летнего солнца. И с картинками.

Рассмотреть на Ozon.ru • 582 руб.


Александр Грин. Алые паруса

Если вы думаете, что в наши дни вряд ли кого заинтересует история наивной девушки, которая ждала своего принца, то знайте: Струя пены, отбрасываемая кормой корабля Грэя “Секрет”, прошла через океан белой чертой и погасла в блеске вечерних огней Лисса. Никто и никогда не будет иметь власти над романтиками и мечтателями. Нужно быть очень упрямым. Маниакально настойчивым. Нечеловечески терпеливым. Только так и можно остаться романтиком. И только такие люди могут дождаться из тумана “Секрет”, оснащённый алыми парусами.
Хотя ведь, знаете, не было никакой надежды.
Обложка и иллюстрации Юрия Николаева сообщает эту мысль самым замечательным образом.
(Хотя на мой вкус аляповатый хэштег в нижнем углу совсем ни к чему).

Рассмотреть в Лабиринте • 440 руб.

Рассмотреть на Ozon.ru • 262 руб.


Роберт-Льюис Стивенсон. Алмаз раджи

Озабоченные взрослые, которым хочется сейчас охранить детей от всего на свете, скажут что-то вроде: “это не детская книга”. Невзирая на славу Стивенсона как классика юношеской литературы. И обилие замечательных иллюстраций Анны Хопты. И сами приключения титулованной особы, которые знает весь мир. “Не детская” эта книга потому, что уж очень взрослые там темы. Лицемерие и мошенничество, целая цепочка краж и убийств, и даже – слабонервным можно уже падать в обморок – “Клуб самоубийц”. Ну, а если спросить школьников, им, конечно, будет смешно. И обидно. Они ведь читают комиксы и смотрят фильмы с куда более “взрослыми” темами. От которых у заботливых взрослых встанут дыбом волосы. А это значит – нет, не кровожадность. И не глупость, “потому что они жизни не видели”. Это значит, что подростки размышляют над важными темами. Цена жизни. На что ты готов ради своих целей. Можно ли уйти от ответственности. И, конечно, вопрос, который волнует и детей, и взрослых: есть ли на свете справедливость?
Стивенсон помогает обдумать все эти вопросы в великолепно ироничной форме. Ирония здесь просто необходима. Она, во-первых, защищает, а во-вторых, даёт совершенно особенный взгляд на жизнь. Когда жизнь жестока, именно юмор даёт силы жить. Его второе имя – мужество. Затем и существует на свете авантюрный роман. И ещё он – притча.
Авантюра почти всегда притча, и чем она смешнее, тем глубже её философская составляющая. История Алмаза Раджи – о цене, которую мы сами себе назначаем.
А запутанные приключения огромного бриллианта, перед которым не в силах устоять даже самые приличные люди, оказывается на поверку просты, понятны и ироничны до глубины нашей души.

Рассмотреть в Лабиринте • 965 руб.

Рассмотреть на Ozon.ru • 765 руб.

Мы в Vkontakte                           Мы в Facebook