Сегодня у нас в гостях Сергей Пархоменко – по образованию психолог, имеет большой опыт работы в HR, проведения бизнес-тренингов и консалтинга.

А в настоящий момент  Сергей – ещё и со-основатель компании по производству настольных игр для детей «Банда умников». «Банда умников» – это обучающие игры, правила и ход игры которых подразумевает незаметное для самого ребенка обучение. И даже такие серьезные предметы, как математика,успешно становятся частью увлекательной игры.

Сергей,  расскажите,  как вы пришли к такой жизни?

Всё началось с того, что у меня появился сын, Никита, ему скоро будет 7 лет. Годам к четырём я стал намного лучше понимать и мне стало интересно с ним общаться. Я стал воспринимать его как уже самостоятельного человека, личность. Захотелось не только наблюдать за его развитием, но и активно влиять на этот процесс, возникло желание чему-то его  учить. На это повлияло и мое психологическое образование, и опыт обучения взрослых людей. Кстати,  на самом деле я вижу больше общего в процессе обучения взрослого человека и ребенка, чем разного — хотя и разного, конечно же, хватает.

О какой разнице вы говорите?

Разница в познавательных процессах,их развитости. Например, взрослый, при желании, может сознательно фокусироваться даже на скучных для него вещах довольно длительное время,а ребенок не может физически. Он, может быть, и старается, но не сможет. Это как умение ходить – ребенок пытается, карабкается, хватается за что-то, но периодически падает на пол. Так и с концентрацией внимания: он старается, но не может.

А общее?

А общее в том, что и взрослый, и ребенок действительно эффективно учатся, когда видят в этом субъективный смысл — то есть либо когда сам процесс для них увлекателен, либо когда прикладная необходимость для них ясна и понятна. А лучше, конечно, и то, и другое.

Например, мой сын Никита – прям как лакмусовая бумажка в этом плане, его очень сложно заставить что-то делать, потому что «надо», или «потому что сказано». В какой-то момент мнестало сложно подбирать для сына игры и учебные пособия, которые действительно делают освоение формальных навыков, вроде счёта или письма, действительно интересным для него делом.

Но ваши настольные игры “Банда умников” появились позже, а до этого вы решили организовать и вести домашний кружок?

Да, в 4 года у нас начался первый домашний кружок. Мы пригласили еще одну знакомую девочку и стали собираться несколько раз в неделю. К этому подтолкнули идеи книги Звонкина «Малыши и математика». Потом наша знакомая уехала с родителями в Сингапур, и кружок мы возобновили только год назад.

Дети стали старше—поэтому уже собрали компанию побольше, чтобы играть в настольные и подстольные игры, проводить вместе опыты. Кроме того, что в компании все дела делать веселее, и есть партнеры для игр, это для меня очень важно ещё и потому, что вынуждает серьёзнее готовиться к занятиям — поэтому получается иногда что-то совсем нетривиальное. Занятия кружка я описываю в ЖЖ, довольно неожиданно это оказалось интересно многим людям, уже под тысячу подписчиков.

Как организован кружок?

Изначально основным моим желанием  было собрать сыну хорошую компанию для игр – группу, в которой было бы хорошо заниматься. Поэтому это и не коммерческий кружок — у нас в нём свой интерес. Единомышленников нашли, бросив клич по родительским форумам (теперь уже все они стали хорошими знакомыми).

Сейчас сложилась компания из четверых детей, собираемся 1-2 раза в неделю на два часа. Раз в неделю надо четко собираться, а то рассыпается все.

Взрослые часто не воспринимают детей как клиентов, у которых есть свои желания, интересы,  требования. Мол,  я – взрослый преподаватель, тема – состав числа, ты – ребенок, что значит «неинтересно»? – сядь и считай палочки, это нужно потому что я так сказал.

Я пришел к другому подходу – более клиентоориентированному, точнее ребенкоориентированному. Хочет ребенку участвовать – участвует, не хочет – может посидеть посмотреть, на доске порисовать, пойти чем-то другим позаниматься. Для меня это тоже чёткий признак, правильно ли я строю занятие, стимул искать правильный подход.

Возможно ли, что из-за такого «либерального» подхода, ребенок научится слишком быстро  отступать, не добиваясь поставленных целей, что может стать моделью поведения во взрослой жизни?

Наоборот! Вы замечали, например, как быстро и чему может научиться ребенок, если ему это действительно надо? Например, ребенок приходит к маме и папе и просит поставить мультики,  а они еще не проснулись. «Ставь сам» – говорят ему. Он сам и не умеет еще, а ставит ведь! И ничего, что все строки меню на английском, сопоставляет как-то буквы отдельные, вспоминает, и ставит!

Так и во взрослой жизни – если в детстве ребенок привык думать, быстро решать задачи, потому что у него была четкая мотивация, это только поможет ему в будущем.

И встречный вопрос: а чему учится ребёнок, какую модель он усваивает, если его постоянно заставляют делать то, чего он не хочет, в чём не видит смысла?

Должен ли хороший домашний детский садик быть таким же «либеральным», как и ваш кружок?

Если под «либеральностью» иметь в виду уважение к личности ребенка, то да. Если «отсутствие  правил», то нет. На самом деле подход, ориентированный на личность ребенка, не исключает наличие правил. У нас тоже есть свои правила поведения: например, если хочешь что-то делать – делай, если нет – можешь заняться чем-то другим, но не мешай другим.

Несмотря на моё неприятие многого в государственной системе дошкольного и школьного образования, я считаю, что для многих детей это — лучший из имеющихся у них вариантов.Потому что есть  настолько непоследовательные в своих действиях родители, что их детям в обычной школе становится легче, свободней и понятней, чем дома.

“Идея “Банды умников” пришла в процессе ведения домашнего кружка?

Да, когда я столкнулся с нехваткой игр такого класса. Есть много настольных игры хорошего качества с хорошим дизайном, но они ориентированы, прежде всего, на досуг, развлечение. А вот «обучающие» игры, большей частью, это дидактические пособия с удручающим дизайном и полным отсутствием игрового процесса.”

Как к вам приходят идеи новых игр?

Приходят где угодно и в самые неожиданные моменты  – например, я захожу в магазин и вижу систему, определённую логику в том, как расставлены упаковки на полках. У меня появляется идея какой-то компоновки элементов, которая интересно смотрится, я начинаю думать, как этим можно играть, ну и так далее.

И что вы делаете в такие моменты – запоминаете, записываете, как вы храните идеи?

Могу просто сфотографировать увиденную картинку, или тот же стеллаж в магазине, могу набросать что-то на бумаге. Стараюсь записывать, чтобы не забыть. Чаще всего это какие-то каракули, из которых никому не понятно, что это. Это может быть зарисовка игровой карточки, отдельный элемент.

Можно смело говорить, что задача Сергея объединить в настольных играх элемент игры, веселья и образовательный элемент учебного пособия, ему вполне удается: уже сейчас дети, играя в Фрукто10, с недоумением спрашивают маму – а почему на коробке написано «Математика»? Ведь они знают, что математика – это скучно, а играть было так весело!…


Другие статьи в этой рубрике:

Идея: оживи сказочных героев своего воображения!

Даша Булычева, мама 4-х летнего Матвея, придумала и оживила симпатичных героев – котиков Коржика, Беретика и Хвостика.
читать далее »

«Зеленый» стартап одной мамы

Однажды мама 6-летнего Гоши заметила, что от «общения с цветами» поднимается настроение. Захотелось «заняться цветами, поднять настроение ребёнку». Так родилась идея экологического конструктора.
читать далее »

В маминых руках

В 2001 году Эмили Джексон сшила подушечки в форме рук, чтобы от них сыну передавалось ощущение тепла и безопасности, как от маминых рук.
читать далее »