Как сделать квартиру, где живет ребенок с особыми потребностями, удобной и безопасной для него?

Придется исходить из двух принципов: максимальная доступность подходящей для ребенка среды и создание условий, при которых он не получает доступа к тому, что может ему навредить!

Планировка

Если ребенок передвигается при помощи инвалидной коляски, то необходимый минимум – это широкие дверные проемы и отсутствие порогов. Желательно, чтобы дверь на балкон также была такого размера, чтобы ребенок-инвалид мог и в непогоду дышать свежим воздухом. Не должно быть препятствий на пути к раковине и ванне, во всех комнатах и в прихожей нужно оставить пространство для маневра.

Семья особого ребенка стремится, чтобы в своем доме он не ощущал, что его возможности ограничены. Поэтому все в доме должно быть максимально доступным: выключатели, дверные ручки – не слишком высоко, везде, где необходимо, – специальные поручни.

В санузле вам могут пригодиться:

– рычажные краны;

– навесное сиденье в ванне, в душе – стабильное или мобильное;

– противоскользящий коврик на полу и в ванне;

– поручни на стенах ванной, туалета и на стенках ванны, опорная рама в туалете;

– подставка для ног у унитаза или специальное сидение для унитаза;

– насадки на унитаз с регулируемой высотой.

В спальне:

– надкроватный столик, на котором можно разместить книгу, ноутбук, альбом для рисования и так далее, с возможностью перемещения, регулировки высоты;

– поручень над кроватью, чтобы ребенок мог при возможности сесть без посторонней помощи;

– подъемник для перемещения ребенка с кресла на кровать и обратно;

– бортик у кровати, чтобы во время сна ребенок не упал.

В коридорах:

для ребенка на коляске или для ребенка с нарушением работы опорно-двигательного аппарата вдоль стены устанавливают длинные поручни.

Перила на крыльце дома, пандус, вспомогательные технические средства в квартире, включая поручни и подъемники, могут быть включены в индивидуальную программу реабилитации инвалида (ИПР), которую оформляет комиссия МСЭ. При необходимости родители ребенка-инвалида пишут в бюро МСЭ заявление, где указывают: «Прошу разработать индивидуальную программу реабилитации с обязательным отражением в ней следующих рекомендаций, мероприятий, средств и услуг реабилитации…». Требование перепланировки жилья, расширения дверных проемов и т.п. включается в раздел «Социальная реабилитация».

Специально для детей и взрослых с нарушениями координации выпускают расчески, зубные щетки, приборы с удлиненной ручкой.

Развитие ребенка в большей степени происходит в самостоятельной игре, чем на специально организованных занятиях. Не случайно так популярна методика Марии Монтессори и ее принцип развивающей среды. Всё, что может понадобиться ребенку, должно быть в свободном доступе. Игрушки, краски, пластилин, книги нужно расположить на удобно расположенных открытых полках, а если вы используете комоды и ящики, убедитесь, что ящик не выпадет, не прищемит неуклюжие пальчики.

Во второй части статьи мы поговорим про безопасность особого ребенка.
Продолжение следует…

Мы в Vkontakte                           Мы в Facebook