Меня очень часто спрашивают: “Вот почему твои дети читают? Вот прям сами берут книжку и читают…”
И я никогда не могу сразу, вот прямо сходу ответить на этот вопрос… Как-то так вот получилось… Просто я этого очень хотела… Или они сами захотели…

В общем, пришла пора расставить все точки и запятые. Попробую по пунктам сформулировать, что именно привело нас к увлечению чтением. Пункты будут расставлены в соответствии с их важностью и необходимостью в формировании интереса к процессу чтения.
Отмечу, что это лишь мои мысли – наблюдения над двумя подопытными детьми 6 и 8 лет, которых я очень – преочень хотела пристрастить к своему любимому занятию.

Итак, пункт 1
Я свято убеждена в том, что если сама мама читает только подписи к фото в инстаграме и вконтакте, то ее дети не будут испытывать явного интереса к книгам.

Я не призываю всех выкинуть смартфоны, я просто говорю о том, что все без исключения дети до определенного подросткового возраста хотят быть похожи на своих родителей. Хотят быть “как мама”, “как папа”.

Ну или хотя бы делать, как они: красить губы, ходить на каблуках, бриться, заколачивать гвозди, смотреть футбол и…. читать книги.
Поэтому, во главу угла ставим набившее всем оскомину правило: БУДЬТЕ ПРИМЕРОМ!!

Не бывает людей, которые в наше время не умеют читать. Не бывает людей, которые не любят читать. Не бывает. Не спорьте.
Бывают люди, которые не нашли для себя интересную книгу.

Хотите быть примером? Хотите, чтобы дети читали?

Найдите себе книгу!!!

Потратьте полчаса, погуглите!!

Не надо сразу “Войну и мир”, найдите книгу по фильму, который вам понравился, найдите детектив, лав-стори, книгу рецептов, комиксов, альбом художника, который вам симпатичен. Почитайте пару-тройку обзоров по бестселлерам этого года – и найдите!!

Наша цель – это книга в ваших руках. Книга, которую вы читаете не на показ (какой я умный, я читаю “Идиота”), а книга, которую вы хватаете, оторвавшись от дел, любовно оберегаете от любознательных зубов младшего ребенка и прячете от вездесущего попугайчика.

Кстати, это правило касается на первых порах и электронных книг. Совсем маленькому ребенку сложно провести параллель между этим девайсом и бумажной книжкой, поэтому он, стараясь быть как взрослый, скорее будет играть со старым калькулятором, чем листать книжку – картонку.

2. Читайте ребенку
Сделайте чтение ежедневным правилом. Ребенок будет только рад. Всегда. Даже в 14 лет он будет рад, если ему почитают перед сном.
Это не просто чтение, это такое очень уютно-домашнее общение.

3. Выключите телевизор
Мультики фоном – это хорошо, можно заняться своими делами, ребенок занят.
Но это если у вас цель другая. А если хотите, чтобы читал – придется приложить определенные усилия и научиться занимать ребенка чем-то другим.
Мультики оставляем на самый крайне-важный случай.
Кстати, МузТВ, сериалы и ток шоу фоном тоже туда же.
Выключите.
Выросший на постоянном фоновом ТВ ребенок читать не будет.
Потому что чтение – это труд по получению знаний, впечатлений и эмоций. А ТВ все это дает без труда, просто смотри и все!
А кто захочет трудиться на готовеньком? Да никто. Тем более, ребенок.

4. Окружите ребенка книгами
Это сейчас совсем не сложно. В помощь вам многочисленные магазины, выросшие братья-сестры, библиотеки.
Детские, взрослые, альбомы и даже раскраски, комиксы, книжки с наклейками – пусть будут не на красивой полочке в детской расставлены по росту и размеру, а лежат в открытом доступе.
Нет-нет, помается от безделья (телек-то выключили), да и заглянет раз – другой.

5. Не заставляйте читать рано
Пока не поймете, что ребенок готов. Готов в 4 года? Вряд ли, но возможно. Попробуйте начинать учить. Чувствуете явное отторжение?
Выключите мультики, если еще не выключили.
Подождите недельку. Попробуйте снова.
Опять никак?
Значит, рано.
Уже 6 лет?
Выключите телек. И пробуйте снова, проявляя изобретательность.
Обычно дети учат буквы потихоньку, без проблем.
Со слогами сложнее, но тут главное, не усердствовать слишком и не заставлять. Лучше по 5 минут в день, чем полчаса в неделю с истерикой.
Со словами и предложениями – у моих самое сложное.
Вроде бы умеют уже читать, а не читают. Трудно ведь. Аж потеют.
Тогда проявляем ту самую изобретательность:
Пишем записки;
Пишем ребенку дурацкие и смешные предложения;
Просто пишем “Я тебя люблю и …”
Все любят про себя такое читать, даже если трудно.

5. Когда навык чтения приобретен, (не только механическое складывание букв в слоги, а слогов в слова, убедитесь, что ребенок понимает, что он читает), тогда начинаем “подсовывать” книги.
Для начала хорошо идут книжки с минимумом текста и максимумом картинок по интересам.
Вот уж на что я не люблю дурацкие пересказы мультиков в книжках или комиксах, и то сдалась.
Ведь читают же!
Пусть читают.
Нам важно привить интерес и сформировать зависимость. Постепенно читать будет все легче, можно будет добавлять текст, сокращая картинки.
Обращать внимание и на другие книги, а не только про Тачки и Русалочку и таких редковключаемых (!) и любимых мультиков.

Кроме того, во время вечернего чтения (очень интересной книжки) нужно давать ребенку самому почитать.
Пусть сначала это будет два предложения, потом абзац… так и до страницы дойдете.
И в конце концов, пусть даже и через несколько лет, услышав: “Мам, можно я сам еще немного почитаю?”, будете прыгать до потолка, зная, что теперь ребенок в надежных – книжных – руках.