По сети сейчас ходят многочисленные перепосты одной истории. Мальчик в Москве ехал вечером со спортивной тренировки, уснул в автобусе и проехал свою остановку. Спохватившись, выскочил наружу уже в неизведанных местах – но вдруг понял, что оставил в салоне пакет с обувью. Метнулся обратно, ошибся – и попал уже в другой автобус, с неизвестным номером. Пришлось проехать еще одну остановку, и тут герой оказался совершенно в незнакомом районе, да еще и сотовый телефон разрядился. Дальше автор поста долго возмущается тем, что ни один прохожий не согласился одолжить школьнику свой мобильный (а комментаторы обычно рассказывают в ответ, как они помогали попавшим в беду ребятам – или как оставались без мобильников, которые у них выманивали ушлые подростки).

Непредвиденные обстоятельства могут поджидать человека в любой момент. Попробуем проанализировать эту историю и сделать для себя выводы, чтобы обезопасить собственных детей.

Итак, если ваш ребенок уже передвигается по городу самостоятельно.

1. Проследите, чтобы он знал наизусть ваши номера телефонов: если его собственный мобильный сядет, он должен суметь с вами связаться, даже если сумку украдут или портфель останется где-то по дороге.

2. Заучите с ним, какие номера маршрутов общественного транспорта пролегают рядом с вашим домом и поблизости, например, в одной-двух остановках, откуда легко можно добраться пешком.

Обратите особое внимание на случаи, когда рядом проходят маршруты разных видов транспорта с одним номером. Так, одна моя знакомая школьница вечером уехала на втором троллейбусе, будучи уверена, что села на автобус номер два, и не сразу заметила, что едет совсем не туда, заболталась с подругой.

3. Отсюда следует такое важное правило: постарайтесь донести до ребенка, что игры на мобильном телефоне и прослушивание музыки через наушники «отключает» его от окружающего мира, и так у него куда больше шансов проехать свою остановку или вовсе сбиться с маршрута. Зимой, когда окна в транспорте покрыты морозным узором, это и вовсе проще простого. Пусть ваш ребенок знает: дорога – в любом случае «территория опасности», надо оставаться бдительным.

4. Привлеките для обучения гаджеты: Яндекс- или Гугл-карты, чтобы показать, что означают названия начальных и конечных пунктов маршрута, и уяснить, какие остановки транспорта соответствуют какому направлению движения.

5. Отправляйтесь иногда в небольшие путешествия вместе: доезжайте до незнакомых остановок, выходите побродить просто так. Обратите внимание ребенка, что неподалеку, как правило, будут магазины, киоски. Объясните, что иногда подростки просят у людей телефон «позвонить» и убегают с ним, поэтому в неприятной ситуации можно столкнуться с недоверием прохожих. Если ребенок зайдет в магазин, обратится к охраннику или продавцу, недоверия будет меньше. Также пусть он просит их набрать ваш номер на собственном мобильном, а не отдавать аппарат ему в руки.

6. Сделайте небольшой «неприкосновенный запас» наличности, как минимум – равный двойной стоимости билета для проезда в общественном транспорте. Ведь, если ребенок ошибся маршрутом, ему нужно будет вернуться до привычной остановки, а оттуда добраться до дома. Пусть эта сумма лежит где-нибудь во внутреннем кармане и не тратится на сиюминутные прихоти вроде чипсов. Это пригодится, даже если вы покупаете ребенку проездной: на незнакомой остановке могут не ходить автобусы (троллейбусы), возможно, там ходят только маршрутные такси.

7. Если позволяет система, установленная на мобильный телефон, загрузите программу типа «Яндекс.Навигатор». Она помогает добраться до требуемого адреса даже пешком. Это на случай, если ребенок просто сбился с дороги, а мобильный у него не разряжен.

8. Успокойтесь сами. Превратите обсуждение этого вопроса в увлекательное задание, «как в школе путешественников». Объясните ребенку, что любые «отклонения» от маршрута случаются сплошь и рядом, что это не повод для паники.

9. Обдумайте разные ситуации, которые только могут произойти. Что если ребенку покажется, что за ним следует странного вида взрослый? Что если тот поджидает его именно на вашей остановке – как следует поступить тогда?

Что именно делать, если вы поехали куда-то вместе, но родитель успел войти в автобус, а ребенок остался на остановке? А если наоборот?

Как поступить, если весь класс отправился в музей или на лыжную базу, а ваш ребенок отстал от группы?

10. «Предупрежден – значит, вооружен». Когда вы выработаете собственные правила, вернитесь к тому, что доверять людям все же надо. Среди них куда больше добрых и отзывчивых, чем мы представляем себе. Водитель маршрутки, добравшись до конечной и высадив пассажиров, отвез заплутавшего школьника домой, как на такси, – и эта история так же реальна, как та, с которой началась эта статья.

Мы в Vkontakte                           Мы в Facebook