Уже давно у российских подростков нет недостатка в фантастических книгах с захватывающим сюжетом. Всё чаще среди нынешних тридцатилетних стали встречаться люди, которые, оказывается, «выросли на Перумове, Дяченко и Лукьяненко» (а вовсе не на романах Дюма и Купера), да и среди двадцатилетних студентов немало тех, кто «в детстве читал ”Лиса Улисса” Фреда Адры (первое издание книги было десять лет назад, в 2006 г.) и “Астровитянку” Ника Горькавого (книга впервые издана в 2008 г.)».

Сегодня одним из заметных лидеров российской серийной фантастики для читателей возраста young adult стало издательство «Росмэн», и это касается не только авторов и книг, но и форматов продвижения, той субкультуры, которая создаётся вокруг книжных серий. За последние несколько лет издательство открыло читателям 10-16 лет множество новых имён.

Успешный опыт с «Часодеями» белорусской писательницы Натальи Щербы убедил редакторов и руководителей «Росмэна», что самая разная подростковая фантастика российских авторов востребована, подростки готовы покупать бумажные книги и с готовностью объединяются в сообщества (официальный паблик фантастических серий «Росмэна» вконтакте насчитывает больше 40 тыс. участников, в его рамках проводятся он-лайн и реальные встречи с авторами, конкурсы и даже «всероссийские встречи terra incognita»), так что сейчас в фантастической коллекции издательства одиннадцать серий (впрочем, некоторые остановились на одной-единственной книге, как, скажем, «Элизиум. Аликс и монетки» Александра Андерсона, вроде бы автор никак не допишет вторую часть), ещё две – «Трилунье» Аллы Вологжаниной и «Техноведьма» Марины Дробковой – начнут издаваться осенью 2016 г.

В начале 2016 г. появилась первая книга новой серии «Дарители». Именно эта рукопись заняла первое место в номинации «Мир фэнтези» конкурса «Новая детская книга» в 2015 г., за книгу проголосовало не только взрослое жюри, но и подростки из группы «Terra Incognita». Первая часть цикла, озаглавленная «Дар огня», обещает нам возвращение в мир классического фэнтези, без малейшего намёка на многочисленные гибридные жанры, вроде science-фэнтези (в котором кстати написана другая серия «Росмэна» – постмодернистские, полные аллюзий и хорошего юмора «Мугангелы» Аи Эн).

Для автора Екатерины Соболь «Дарители» – дебютная книга, тем более неожиданным кажется тёплый приём текста со всех сторон. Помимо первого места в конкурсе, книга уже собрала ворох хвалебных рецензий от читателей и критиков, и если, допустим, восторженные отклики подростков не удивляют, в конце концов, нынешние 13-15-летние читают и восторгаются бог знает чем, даже «Сумерками» и рукописью «50 дней до моего самоубийства», то, например, комплиментарный отзыв от журнала «Мир фантастики», в котором роман охарактеризован, как «удивительно хороший», главный герой его «получился на загляденье», а сам автор якобы «может стать для отечественной юношеской фантастики своей Джоан Роулинг», кажется заведомо гарантирует нам: книга действительно хороша. Только кто сегодня доверяет отзывам критиков? Впрочем, кое в чём они правы: «Дарители» – это действительно классическое фэнтези со всеми присущими ему особенностями: выдуманный мир, наличие магии в этом мире, дихотомия добра и зла в основе конфликта и сюжет, который завязан на поиске артефакта, призванного помочь победе одной из сил – той, которая успеет раньше (мы-то знаем ещё со времён Фродо, что в настоящем классическом фэнтези, чаще всего раньше успевают силы «добра»).

Мир книги «Дарители» кажется чрезмерно условным, даже удивительно, как художнику серии Ольге Закис удалось нарисовать какую-то более-менее логичную карту неназванного «Волшебного королевства», опираясь на столь куцые сведения. Взять, например, пространство и время текста. Читателю в общем-то понятно, что всё начинается зимой: герои идут сквозь снегопад, бегают по льду, замерзают в подворотнях почти что насмерть, однако климат этого небольшого в общем-то мира (герои проходят его практически полностью пешком за считанные дни) пестрит неожиданностями: на севере (по крайней мере, кажется, что это север) стоит жестокая стужа, зато спустя пару дней пешего пути герои носятся по эвкалиптовому лесу, спят на зеленой траве и пьют чай на свежем воздухе. Внятных объяснений этому нет, и в общем-то понятно, что пространственно-временная логика – не самая сильная черта жанра, но это ведь никак не отменяет той внутренней логики и особой физики, которые непременно нужны любому крепкому выдуманному миру. Также с сожалением приходится констатировать, что ярких деталей и интересных описаний в этом мире крайне мало, если лес – так это не более чем «сосны да ели, крепко одетые инеем», или же он просто хвойный и непролазный, если деревенька – так непременно с площадью, а башня – просто-напросто «мрачное круглое строение с зубчатым верхом». Кажется, не только Екатерина Соболь, но и многие другие авторы нынче скупы на детали и описания, в том числе описания миров – видимо, в наших условиях, когда культура и искусство с каждым днем все сильнее визуализируются, читателю достаточно лишь намекнуть на какую-то реальность, и он сам наполнит её визуальными образами, которых у него в мозгу накопилась уже тьма-тьмущая, и всё благодаря компьютерным играм и красивым экранизациям фэнтези. Впрочем, какие-то интересные штуки автору удались, например, тайлисы, «Дом всех вещей», лечебные кошки или ночные стражи, которые вдруг поднимаются из щелей в пустошах (хотя какие они, эти самые стражи, из себя, даже какого они размера, читателю предстоит придумать самому).

Как во всех выдуманных фэнтези-мирах, в этом важную роль играет магия. Точнее играла когда-то давно, триста лет назад. Именно тогда царь Волшебного Королевства пожелал у волшебного Сердца дар бессмертия, после чего сердце ослабло, а затем и вовсе где-то потерялось в пылу баталий. Осталась только легенда, согласно которой появится некий Избранный, который и должен вернуть людям Сердце волшебства вместе с дарами. Что за дары? Это разные таланты и умения, которые Сердце случайным образом «дарило» жителям волшебного королевства. Читатель вступает в этот мир уже тогда, когда потеря Сердца стала легендой, а дары – отдаленными отголосками прошлого, перед нами этакое государство неумех: табуретки у них кривобокие, одежда неуклюжая, литературы и живописи нет, а все старинные вещи, созданные до потери Сердца, ценятся на вес золота (да и само золото тоже в диковинку). Собственно, придирчивый читатель может углядеть здесь некоторые противоречия: вроде бы даров нет, но по ходу сюжета нам встречаются весьма одаренные люди, главный герой получил откуда-то свой уникальный дар, да и волшебники в этом мире водятся… Автор не особенно сосредотачивается на придумывании и описании механизма действия своей магии (или откладывает развитие этой темы на другие книги, в которых прозвучит продолжение истории), гораздо важнее для него этическая сторона дела: текст приглашает читателя подумать о том, какую цену платит человек за свой талант, как принять свою природу и свой Дар, научиться им пользоваться и ещё – что делать, если твоему дару завидуют или ненавидят из-за него? Цена таланта и степень ответственности одарённого человека – не единственный вопрос, который поднимает автор. Книга вообще насквозь пронизана нравственной проблематикой. Автор несколько раз с разной степенью убедительности говорит о том, что есть вещи пострашнее смерти, рассуждает, что такое память и история, вкладывает в уста героев мудрые сентенции, как-то: «Никто не может просто взять и перестать быть тем, кто он есть. Но ты всегда можешь выбрать, что с этим делать» или «Наверное, где-то есть более подходящие герои, но сейчас… только мы, а значит, уже не важно кто мы такие… Важно только то, что мы сделаем», и при этом умудряется довольно резво вести своих героев от события к событию, не скатываясь в скучное морализаторство и не затягивая сюжет.

Вообще говоря, это ведь важная мысль о том, что каждый талант, развитый в ряд отточенных навыков, есть палка о двух концах, он неизбежно может приносить хорошее и плохое, всё зависит от личного выбора носителя таланта. Главный герой Генри оказался именно в такой ситуации: его дар – сжигать все, к чему он прикоснётся голыми руками, – очевидно злой. Внутренний огонь пытается подчинить себе Генри и заставить его делать страшные вещи – на всём протяжении книги герой с переменным успехом выбирает между добром и злом, в чём ему немало помогают попутчики, подталкивая то к одному, то к другому. Пройдоха-инвалид Джетт, два деревенских увальня с амбициями, немая девушка, наставник-волшебник, который то появляется, то исчезает, злой и жестокий чародей Освальд и королевский посланник Олдус Прайд – все они показывают диковатому и жесткому Избранному самые разные грани человеческого: дружбу, любовь, сострадание, взаимопомощь, а также предательство и ненависть.

У самого Генри есть все шансы понравиться читательницам (а мы знаем, что читающих девочек в разы больше, чем мальчиков-читателей), он неоднозначен и амбивалентен: ему легко быть плохим и трудно оставаться хорошим, но он все равно чаще выбирает хорошее, он груб и прямолинеен, но зато честен и горяч и, наконец, он несчастен и брошен, даже предан, причем непонятно кем! Остальные персонажи удались автору в разной степени. Например, главный антагонист, как и волшебник-наставник, кажутся картонными и неубедительными, в драматических сценах с ними отчаянно недостаёт драматизма, а в юмористических – ни разу не смешно. Зато второстепенные герои очень даже хороши! Братья Кемпбеллы трогательно глуповаты и наивны, бродяга Джетт, как и полагается по отведённой ему роли, умён и расчётлив, а выдуманные автором волшебные существа, вроде скриплеров или Худого Пальтишка, оригинальны и обаятельны (кстати, интересная деталь: в книге почти нет персонажей-женщин, это какой-то мир мужчин, у которых как будто нет матерей, исключение составляет лишь немая героиня, о которой читатель узнает очень мало). Эпизоду, в котором люди вдруг изобретают театр почти по древнегреческому образцу, хочется аплодировать, как и некоторым другим выдумкам автора, где персонажи показывают свои самые разные, подчас неожиданные стороны.

С первого взгляда, сюжет «Дарителей» сконструирован по расхожей схеме: избранный получает задание, отправляется в путь, проходя, как в компьютерной игре, череду испытаний, каждое в своей «локации». Без испытаний не видать герою Сердца волшебства, и в каждом из них Генри предстоит доказать играть отведенную ему роль. Значит ли это, что история проста, предсказуема и ничем вас не удивит? Вовсе нет! Удивит неоднократно, более того, автору удастся несколько раз показать читателю, что все совсем не так, как он думал сначала, и это, пожалуй, главная причина, по которой стоит читать первую книгу «Дарителей» и ждать вторую.

«Стоит читать» здесь и повсюду – ключевые слова. Мы все как-то уверены в том, что есть литература и есть чтиво, и если на первое времени и сил не жалко, даже наоборот, нужно его тратить именно на это, то второе воспринимается исключительно как отдых под девизом «ладно, у ребенка же каникулы!» (а то и «хотя бы это читает, некоторые и такую-то книжку в руки не берут»). При этом мы забываем, что именно подобные тексты, произведения «жанровой литературы», нередко становятся едва ли не самым ярким читательским впечатлением детства и юности, недаром взрослые читатели все как один вспоминают приключенческое и детективное из своего детства. В этом смысле «Дарители» – не самый плохой читательский выбор, ведь в конечном итоге книжка оказывается интересной, а её автор разговаривает с читателем о важном.

Рассмотреть на Ozon.ru • 400 руб.

Мы в Vkontakte                           Мы в Facebook