Дети, усыновлённые семьёй другой национальности, не теряют родной язык, который, возможно, подсознательно влияет на их развитие.
Младенцы слышат, на каком языке говорят люди во время их рождения. Родная речь матери невольно создаёт нейронные образцы, которые остаются даже после усыновления малыша семьёй, говорящей на другом языке. Эти образцы, как обнаружили исследователи, подсознательно влияют на развитие мозга личности в течение долгого времени. Исследование многолетнего эффекта «потерянного языка» было представлено Нейрологическим Институтом Монреаля и Университетом МакГилл. Это первая работа, предоставившая доказательства того, что элементы родного языка остаются в мозге ребёнка, даже если он так ни разу на нём и не заговорил.
«Мозг младенца формирует представление о звуках речи, но мы хотели понять, удерживает ли он эти элементы в дальнейшей жизни, даже если человек никогда не воспользуется родным языком», объясняет Лара Пирс, один из авторов исследования, которое было опубликовано в журналеProceedings of the National Academy of Sciences.

48 девочкам в возрасте от 9 до 17 лет было проведено МРТ. Одна группа девочек росла в исключительно франкоговорящей среде. Во вторую группу входили девочки, которые слышали при рождении китайский язык, но выросли говоря на французском. Эта вторая группа не выказывала никаких воспоминаний о родном языке, считалось, что китайский для них был полностью утрачен. Была ещё третья группа, девочки в которой бегло говорили на обоих языках. Во время проведения МРТ дети слушали звуки китайской речи.

Активность мозга во второй и третьей группе были поразительно идентичны.

Пирс сказала, «нас поразили очаги активности мозга удочерённых китайских девочек, которые, казалось бы, утратили паттерны родного языка, сравнимые с теми детьми, кто говорил на китайском с рождения. Нейронные образования, поддерживающие речь могли быть усвоены только в первые месяцы жизни. Активность этих двух групп кардинально отличалась от результатов первой группы».

Пирс добавила, что исследование демонстрирует то, что фактически первый язык никогда не теряется у детей, усыновлённых семьёй другой национальности. Он продолжает неосознанно влиять на процессы мозга, возможно, до конца жизни человека.

Выкристаллизовалась одна очень важная идея – информация, которую получил и прожил младенец во время «оптимального периода развития», продолжает влиять на его мозг всю жизнь, хотя, возможно, он её не помнит.

Авторы полагают, что это заявление далеко выходит за рамки языковых наук, «Можно учитывать аргументы, лежащие не только в области приобретения речевых навыков, но перечёркивающие представление о том, что некоторые нейронные образы переписываются или теряются с течением времени. Пока рано делать какие-либо выводы, но исследование, определённо, открывает вопросы, относящиеся как к переученным, так и ранее приобретённым, но после забытым языковым навыкам, так же как и подсознательному влиянию раннего опыта на результаты дальнейшего развития».

Источник