Ваши дети получают карманные деньги? Наши – да. Не буду настаивать, что мы пришли к самым верным решениям, дети делают правильные выборы, а мы гордимся педагогическим эффектом (на самом деле да). Но раз в эфире снова рубрика «Опыт одной мамы», то почему бы не поделиться.

Вводная: в начале недели дети получают некую сумму на карманные расходы, которой оба вольны распоряжаться на своё усмотрение. Проколы в поведении и прилежании никак не влияют на это событие, денежный вопрос регулируется независимо от дисциплинарного.

Нашей целью было научить детей обращаться с деньгами и распоряжаться ими. Теперь подробнее, почему и как. Речь преимущественно пойдёт о сыне-второкласснике, потому что дошкольница-дочь только вступает на путь финансовой независимости.

1. Деньги любят счёт

Счётные палочки, галька, пуговицы, спички – ничто не имело такого успеха при обучении отпрысков устному счёту, как железные рубли разного достоинства. Уж не знаю, что тут сказалось, природная меркантильность или просто было интереснее (в конце концов, в кассе букв и цифр моего детства были бумажные монетки), но именно благодаря металлически деньгам сложение и вычитание пошли много веселее сначала у сына, а через пару лет история повторилась с дочерью.

2. — Послушай, папа, — сказал вдруг Малыш — если я действительно стою сто тысяч миллионов, то не могу ли я получить сейчас наличными пятьдесят крон, чтобы купить себе маленького щеночка?

К тому, что свои кровные можно копить, а потом тратить на что-то Очень Нужное, старший ребёнок пришёл не сразу, но зато почти самостоятельно.

Сначала он быстро спускал еженедельную сумму на пустяки вроде конфет или бисквитиков в школьном буфете и раздавал их друзьям. Говоря «быстро», я имею в виду, в понедельник выдали, а уже в среду спрашивал, можно ли получить ещё немного. Разумеется, было нельзя.

Я совершенно точно знаю, что для некоторых мам и даже пап это довольно сложный момент, но тут стоит выдержать характер, иначе никакого воспитательного эффекта не будет и ребёнок вывода не сделает. А давать деньги ради денег – не наш случай.

3. Имел Бобби хобби – он деньги любил, любил и копил

Затем мы подсказали ему, что деньги можно и нужно планировать: показали семейный бюджет, объяснили в упрощённой форме, что что-то из зарплат откладывается, что-то тратится почти сразу и надо учитывать свои обязательства, потребности и хотелки.

Выводы отпрыск сделал. «Мама, – сказал он однажды, – давай ты будешь печь булки и давать их мне с собой в школу. Тогда мне не придётся тратить и я быстро накоплю на то, о чём мечтаю». Своя логика в этом была, но пришлось будущему Адаму Смиту снова отказать.

Так он стал делить еженедельную выплату пополам: часть откладывал, часть расходовал на своё усмотрение.

NB тут я должна заметить, что в целом почти никак не комментирую его траты, полагая, что ко всем заключениям он должен прийти самостоятельно. Слишком много взрослых вокруг, которые не умеют обращаться с деньгами – их опыт и навёл меня на эту идею. И пока что схема вполне рабочая.

Бонус: тренируем то самое Отложенное Удовольствие. Тогда ещё семилетний малыш учился терпению и смирению на пути к достижению своей цели. Звучит пафосно и жутковато, согласна. Но не было ничего нагляднее этого, чтобы на довольно примитивном уровне объяснить, как достигается желаемое – прежде всего благодаря планированию и терпению. Своего рода знаменитый зефирный тест.

4. Тридцать ярдов дощатого забора (просто хотелось придумать красивое название пункта и связать с каким-нибудь литературным героем)

Мы не платим за выполнение домашней работы и работы по дому. И не вычитаем денежный штраф за невыполнение. Потому что ни мама, ни папа не получают зарплату за то, что вымыли посуду или подмели. Потому что мы все живём в этом доме и общими усилиями поддерживаем в нём порядок. Мысль, полагаю, ясна.

Мы не наказываем лишением карманных денег. Если человек порвал или потерял учебник/пенал/тетрадь и тд – да, он компенсирует это из своих. Наверное, жестоко – но прослеживается дополнительный эффект ещё и в бережном отношении к своим и школьным вещам.

5. Заключение

Итак, к чему привела такая финансовая политика

Дети постепенно понимают и принимают финансовое планирование. Для них деньги не собственно цель, а средство её достижения. Каждый из них хотел какую-то пустяковую на взрослый взгляд вещь, но оба пришли к покупкам совершенно зрело и терпеливо, потратили накопленное с удовольствием и теперь прежде, чем попросить какой-то подарок, задаются вопросом, могут ли они купить его себе самостоятельно (а мы с отцом, разумеется, дополнительно помогаем, если необходимо).

Дети участвуют в планировании семейного бюджета – от составления списка продуктов до обсуждения покупок глобальнее.

Дети знают, что их не штрафуют за шалости, но бережно относятся к своим и чужим вещам, потому что компенсация испорченного будет за их счёт.

Когда кто-то накапливает крупную по их меркам круглую сумму, мы с мужем добавляем немного сверху – введение в банковскую систему, если угодно, процент за накопленное.

Домашние обязанности не приравниваются к работе за зарплату. Но когда дети помогают мне, например, снимать фоторецепты и обзоры книг или игр или писать статьи – я, разумеется, делюсь гонораром, ведь они работали вместе со мной.

P.S. Я намеренно избежала вопроса «сколько», каждый решает внутри своей семьи. Но даже в не самые простые финансовые времена совсем символическую сумму, но каждый из детей получал. Потому что, повторюсь, целью было научить распоряжаться деньгами, а не просто снабдить ими.

Мы в Vkontakte                           Мы в Facebook