Жанр: non-fiction, познавательная литература, практическое руководство
Тематика: Книга родителям о том, как научить детей организовывать свою деятельность и планировать время
Ключевые слова: тайм-менеджмент, семья, дети, родители, планирование, цели, наводим порядок, выбор профессии, победить лень, добиться успеха, управление временем
Знания и навыки: Эта книга поможет организовать жизнь ребёнка и семьи в целом максимально удобно. Родители прочитают здесь о том, как помочь ребёнку грамотно распределять свои ресурсы, находить цели в жизни, успевать больше делать и меньше уставать.
Для какого возраста: Родителям
Для чтения родителями

 

Купить на Ozon.ru • 355 руб. Купить в Лабиринте • 389 руб.

В последние годы ритм и темп жизни неизменно ускоряются, а количество задач, внезапных и регулярных, растёт не только у взрослых, но и у детей. Особенно если это дети хороших родителей, озабоченных тем, чтобы ребёнок рос умным, здоровым, а также «конкуретоспособным», т.е. знающим пару иностранных языков, владеющим музыкальным инструментом, а также читающим толстые книги, думающим, уверенным в себе и сдающим ЕГЭ на высший балл по всем предметам… Нынче ребёнок уже не может позволить себе бегать во дворе с утра до вечера, занимаясь своими детскими делами, даже если двор тщательно охраняется, – ему нужно заниматься. Именно поэтому перед родителями всерьёз встаёт немало вопросов: как малышу всё успеть и при этом не сильно устать? Как определить, что важно, а что нет? Что лучше: перегрузить ребёнка дополнительными занятиями, чтобы не ленился, или наоборот, дать побездельничать? Некоторые ответы, рецепты и руководства к действию найдутся в новой книге Марианны Лукашенко «Тайм-менеджмент для детей».

Все, кто уже знаком с понятием «тайм-менеджмент», читал книгу Глеба Архангельского или ещё какие-то руководства о том, как планировать и всё успевать, при чтении руководства по детскому тайм-менеджменту обнаружат, что знают довольно многое из написанного в книге. Там тоже говорится о том, как ставить цели и продумывать шаги для достижения этих самых целей. Опять читатель узнает, как важно чётко формулировать цели и планировать сроки их достижения. Снова мы прочитаем, как среди лавины дел (которую конечно же нужно заранее предвидеть или планировать и организовывать в понятный список) рекомендуется выбирать то, что более важно, выделять «хронос» и «кайрос» и составлять «матрицу Эйзенхауэра». Детям, как и взрослым, также приходится есть слона и глотать лягушек, вести хронометраж и выделять поглотителей времени, наводить порядок и планировать дела с помощью интеллект-карт. Стоит ли родителям, которые уже прекрасно усвоили все эти хитрости и принципы, читать руководство по детскому тайм-менеджменту? Тем, которые усвоили действительно прекрасно, может и не стоит. Хотя и им тоже будет полезно. Как минимум, по двум причинам. Во-первых, каждому родителю понятно, что ребёнок пока, скорее всего, не может полностью сам планировать, есть этих самых лягушек и делать прочие премудрости. И взрослый не может и не должен это делать за него. Они должны это делать вместе, сообща, в одной команде, так что взрослый выступает учителем, умным собеседником и наставником, а ребёнок – учеником, партнёром и другом. Детский тайм-менеджмент не происходит сам по себе, он организуется и развивается исключительно в контексте семьи и семейных ценностей. Во-вторых, всегда, когда мы предлагаем какие-то взрослые способы и рецепты детям, стоит учитывать пресловутые возрастные особенности, помнить, что семилетний, двенадцатилетний и пятнадцатилетний видят, думают и делают всё совершенно по-разному, даже если это один и тот же человек. Не забываем также отметить индивидуальный темперамент и прочие характеристики неповторимой детской личности, и сделать это таким образом, чтобы подобрать оптимальные для его возраста и характера инструменты тайм-менеджмента. Именно этому – рассказу о том, как работать над становлением и улучшением детского управления временем родителям вместе с детьми и как подобрать правильные принципы для ребёнка в соответствии с его возрастом и нагрузками – посвящена книга Марианны Лукашенко.

В книге шесть частей, каждая из которых раскрывает целый ряд важных тематических вопросов. Сначала мы узнаём, как помочь ребёнку определиться с жизненной целью, понять, к чему он стремится и чего хотел бы добиться в жизни. Эта глава невероятно важна не только потому, что без цели человек плывёт по течению и, как правило, ничего не добивается. Куда важнее то, что принципы и подходы, описанные в этой главе, помогают детям и родителям сблизиться, проявить внимание друг к другу, много разговаривать и понять, кто чего ждёт друг от друга и от мира. Вторая часть, о том, как планировать дела, тоже интересна не только сама по себе, но и в контексте семьи, её сближения и укрепления. Посыл автора таков: очень трудно научить ребёнка принципам и правилам грамотной организации времени, если не использовать их самим или, говоря другими словами, хочешь изменить своего ребёнка – начни с себя. В ходе этой главы появится повод спланировать общесемейный досуг, подумать о выходных, интересных для всех членов семьи. Затем книга предлагает родителям ряд размышлений и рецептов выживания ребёнка в школе: как успевать сделать все уроки и при этом не переутомиться? А что делать, если ребёнок ленится, отвлекается, не умеет поддерживать порядок и делает всё в самый последний момент? Об этом можно почитать в четвёртой части книги. Предпоследняя часть раскрывает проблему разновозрастных особенностей тайм-менеджмента, мы узнаем оттуда, на что обратить внимание в начальной, средней школе и в старших классах. В заключительном разделе автор предлагает небольшой тренинг-размышление по вопросам профориентации. Кстати, отдельная глава посвящена отношениям ребёнка с книгой и телевизором и называется «Как заставить читать? Что делать с телевизором?! и Как оттащить от компьютера?!!»

Книга очень толково написана. Душа радуется чёткой, продуманной структуре повествования, разумному делению на части и главы, и тому, что в самом тексте нет ничего лишнего, а только сплошь полезные рецепты, рекомендации, полезные ремарки и примеры из жизни. Примеры, кстати, не только текстовые, но и визуальные: мы здесь увидим интеллект-карты, составленные школьниками, списки дел, которые придумали для себя подростки, магнитную доску с задачами и планами всех членов семьи, ведущуюся главой семейства, и даже фотографии реальных рабочих мест (т.е. удивительно хорошо убранных письменных столов). Ориентироваться в книге помогает то, что она выстроена не просто как полезное чтение, но ещё и как удобный справочник: важные места выделены цветом, списки отделены от основного текста, примеры приведены курсивом, а есть ещё таблицы, схемы, забавные иллюстрации и чёткие лаконичные выводы-тезисы в конце каждой главы.

Каждому из читателей книги издательство предлагает бонус: необходимо написать письмо на указанный в конце книги электронный адрес, чтобы получить комплект электронных материалов по детскому тайм-менеджменту. Впрочем, и без всякого бонуса книга даёт массу поводов и способов сразу же начать менять свою жизнь и жизнь своих любимых детей к лучшему.

Подойдёт ли книга всякому читателю и любому ребёнку? Конечно же нет. Книги, которая способна помочь каждому, пока не придумали. Так и в этой работе есть свои недостатки и есть своя неполнота. Например, не сказано о том, какие нюансы в тайм-менеджменте могут быть у «особых» детей, у детей с СДВГ, у детей из многодетных семей или, допустим, у детей приёмных. Есть ли отличия в планировании у мальчиков и девочек, у детей жителей крупных мегаполисов и маленьких провинциальных городков? Ответы на эти вопросы мы будем искать не в книге, а выводить на основании личного опыта. Эта книга скорее предлагает вариант универсальной базы для любого возможного ребёнка и даёт возможность попробовать привнести в жизнь этого ребёнка какие-то инструменты управления временем.

Марианна Лукашенко. Тайм-менеджмент для детей. Книга продвинутых родителей. – М.: Альпина Паблишер, 2012 – 298 с.: ил. – ISBN 978-5-9614-1751-7


Другие рецензии:

Кому претит тайм-менеджмент

Сказка заставляет задуматься о том, как человек распределяет и на что тратит своё врем, когда лучше предаться созерцанию и не думать о минутах, а когда обязательно нужно поторопиться.
читать далее »

Идеи для творчества от Фионы Уотт

Приобретая пособия Фионы Уотт, стоит позаботиться о том, чтобы запасов цветной бумаги, гофрокартона, красок, цветных карандашей, бумаги шелковой и прочих творческих материалов, даже старых газет, дома было в избытке…
читать далее »

Настольные игры для начинающих сказочников

Статья от Fly-Mama, опубликованная на страницах апрельского номера журнала «Игры и Игрушки» и посвященная игровым карточкам, которые развивают фантазию ребенка.
читать далее »