Мы обладаем эмоциональным интеллектом с самого рождения. Благодаря этому осуществляется наше взаимодействие с миром. Очень важно помочь ребёнку развивать эмоциональные навыки, т.е. помогать ему понимать свои и чужие чувства, учиться успокаиваться, сопереживать, быть уверенным в себе и не терять интереса к окружающему.

Почему?

  • мы стремимся к некоему условному счастью, для этого ищем способы поддерживать баланс эмоций, осознавать их интенсивность и глубину. Ребёнок считывает информацию окружающего мира во всём его разнообразии. Те, кто забоится о малыше, помогают ему составить своеобразную карту эмоций и чувств, мягко направляя его.
  • развитое умение соотносить себя с чувствами другого человека и сопереживать ему в свою очередь влияет на нашу способность определять собственное состояние.
  • умение владеть собой позволяет направлять действия и мыслительные процессы. Чтобы контролировать себя лучше, надо прежде всего уметь разобраться в своих чувствах.
  • таким образом, человек с развитым эмоциональным интеллектом легко берёт на себя ответственность за свои поступки, делает выборы, влекущие за собой определённые последствия.

Это умение приходит не сразу. Распознавание своих и чужих эмоций, управление гневом, контроль за уровнем стресса – всё это преодолимо, если начать как можно раньше. Говорить об этом, разыгрывать ролевые модели, учить малыша понимать себя и других. Это так же важно, как и овладение речью и ходьбой, умение держать ложку в руке, навыки гигиены.

Как?

Мы успокаиваем их, обнимаем, выслушиваем и утешаем. Мы проговариваем их и свои чувства. Мы разговариваем с ними, читаем книги, смотрим кино и спектакли, рассматриваем картины, наблюдаем за животными. Мы вместе с ними откликаемся на красоту окружающего мира и заботимся о тех, кто нуждается в этом. Мы учим ждать и переживать маленькие неудачи. Всё это – развитие эмоциональных навыков.

Постепенно дети даже пытаются (иногда успешно) манипулировать интуитивно полученными знаниями и влиять на нас «если ты не дашь мне эту штуку, я буду громко и долго плакать».

Его право заплакать, ваше – не дать «эту штуку», зато проговорить «я понимаю, ты расстроен, потому что…». С одной стороны, так мы даём ему понять, что не всё достигается по требованию. С другой, учим определять своё состояние.

Будьте примером, как и во всём остальном. Когда злитесь, проговаривайте фразу «Сейчас я сержусь/зла/расстроена, мне нужно время, чтобы успокоиться». Научитесь успокаиваться, дышите глубоко, не давайте себе выходить из берегов. Не мне рассказывать, как дети перенимают наши привычки.

Не давайте оценки действиям и эмоциям ребёнка «ах ты плакса!», научите его определять свою эмоцию и переходить из деструктивного состояния в конструктивное. Нет ничего плохого в грусти или даже злости. Наша задача научить ребёнка понимать себя и успокаиваться самостоятельно.

Рассматривайте картинки, задавайте вопросы. «Как чувствует себя Малыш, которого снова обманул Карлсон». «Эта собачка на картинке грустная или весёлая?».

Вместе со своими детьми я сделала календарь настроений  в конце дня они выбирают эмоцию и объясняют её.

Используйте картинки с эмоциями. Играть можно разными способами

- просто спрашивать, что чувствует человечек

- просить найти изображение той или иной эмоции

- просить найти противоположные счастливый-грустный, злой-довольный

- обыграйте/опишите ситуацию, предложите выбрать подходящую картинку

P.S. Скачать картинки с эмоциями можно здесь и здесь

Мы в Vkontakte                           Мы в Facebook