До начала учебного года осталось всего две недели, если вы ещё не решили, нужны ли вашему ребёнку  дополнительные занятия – кроме тех, что проводит воспитатель в детском саду и учителя в школе, самое время задуматься об этом.

От чего отталкиваемся?

Требования и потребности

Если малыш ходит в старшую группу детского сада или домашний ребёнок идёт в школу через год, возможно, ему нужны занятия по подготовке к школе, потому что это может быть обусловлено высокими стандартами, заданными школой, которую вы выбрали для своего отпрыска.

Как правило, дошкольная подготовка ведётся по таким основным направлениям:

-  обучение чтению

-  обучение письму

-  азы арифметики

-  развитие речи

плюс дополнительные творческие занятия – лепка, аппликация, рисование.

Это комплексный процесс, в результате которого дети знакомятся с буквами и звуками, слиянием слогов, учатся не только механическому чтению, но и осознанному, осваивают счёт в пределах 20 и т.д.  К тому же, ребёнок учится сидеть за партой, выполнять домашние задания, общаться с ровесниками не только на площадке или в группе детсада, а в иной, учебной, ситуации. Занятия на таких, как их называют, «развивалках», могут оказаться особенно полезными домашним деткам, не посещающим детский сад.

Что касается школьников…

NB зона особого внимания – первоклассники

Новые условия, новый коллектив, новый режим – стоит ли нагружать ребёнка ещё больше, тем более, если раньше он не ходил в развивающие секции и не занимался спортом дополнительно?  Речь идёт о сверхнагрузке – физической, эмоциональной, интеллектуальной. Первый класс не для каждого ребёнка станет удобным моментом для того, чтобы начать обучение ещё чему-то в свободное от уроков время.  Внеурочные занятия должны быть в удовольствие и не занимать больше часа в день. Если выбирать между дополнительным образованием и спортом – лучше выбрать спорт, движение помогает сбросить напряжение. Когда адаптация к новой жизни проходит нелегко, лучше оставить пока кружок или секцию и вернуться к этому позже.

В остальном…

хромают точные науки? хочется, чтобы ребёнок свободно общался на иностранном языке, тем более, у него, кажется, есть склонности? Хорошая растяжка и выносливый организм вкупе с большим количеством неизрасходованной энергии?

Исходя из потребностей ребёнка и требований школьной программы, вы выбираете дополнительные занятия с репетитором или в маленькой учебной группе.

Спортивные занятия или танцы помогают развиваться не только физически, но и воспитывают силу воли, дисциплинируют.

Дополнительные занятия по определённому предмету, к тому же, могут стать заделом на будущее – если ребёнок учится в заведении, где в старшей школе есть специализированные классы, с т.н. «уклоном». Или с прицелом в совсем уж далёкое будущее вы планируете его поступление в определённый ВУЗ. Хорошо, если всё это будет коррелировать с его способностями и интересами.

Pкстати, об интересах

Занятия тем, что нравится, расслабляют, раскрывают потенциал ребёнка, снижают стресс, круг общения тоже растёт. А ещё можно попробовать что-то новенькое и с лёгкой душой бросить, если не понравится. Пусть малыш ищет себя, пробует свои силы и возможности, увлекаясь чем угодно от рукоделия до робототехники.

Что важно?

А болтать-то мне когда?

Мне болтать-то некогда.

Драмкружок, кружок по фото,

Хоркружок – мне петь охота,

За кружок по рисованью

Тоже все голосовали…

А.Барто

Учебная нагрузка  младшего школьника не должна превышать 20-21 часа в неделю у первоклассников и 22-23 часа во 2-4 классах. Всё, что сверх этого времени – на усмотрение родителей и по состоянию здоровья.

Не превратите жизнь малыша, да и свою, в сплошные нагрузки. Иногда нужно время, чтобы просто поболтать или прогуляться. Дополнительные занятия – это, безусловно, важно и необходимо, но в меру.

Иногда рёбенок хочет и творчеством заниматься, и спортом, и языками. Но часто какая-то область начинает пробуксовывать – малыш не готов физически или психологически, устаёт, но не в силах вам объяснить причину, а может, не захочет вас огорчать.

 Когда  пора тревожиться?

Начиная уставать – неважно, физически или психологически – малыш шлёт вам сигналы, часто не говоря о своей усталости напрямую:

-ребёнок стал раздражительным, даже агрессивным

-становится неуверенным в себе

-появляется сто и один предлог не идти на английский и постоянно теряется теннисная ракетка

-уроки в школе и дополнительные занятия не вызывают энтузиазма и вообще хоть сколько-нибудь интереса

-домашние задания делаются часами со скрипом, уговорами, шантажом и подкупом

Очень хочется, чтобы ребёнок развивался гармонично и не болтался без дела – неконтролируемое свободное время часто пугает родителей. Но бывают случаи, когда простая прогулка на свежем воздухе будет в сто раз полезнее занятия в кружке или спортивной секции, которые можно посетить и потом, когда стабилизируется внутренний режим и пройдёт адаптация.

Помните, что любые дополнительные занятия помимо своей непосредственной пользы – для дела или удовольствия, учат ребёнка манипулировать своим временем , а ещё исследовать границы собственных возможностей.

Задание шестого дня: если вы ещё не определились, чем будет заниматься ваше чадо в свободное время, пора выяснить границы его интересов и своих возможностей. В языковых школах, спортивных секциях, на курсах подготовки и во внеурочных кружках уже началась запись и проводятся организационные собрания – там вы сможете узнать, что требуется, как проходят занятия и что необходимо приобрести.

Обсудить задание и получить консультацию вы можете в группах:

Марафон в Vkontakte                  Марафон в Facebook

Воспользуетесь ли вы рекомендациями, предложенными в статье?

Посмотреть результат