Жанр: две повести
Тематика: взросление, понимание самого себя и первые уроки ответственности
Ключевые слова: школа, эксперимент, первая любовь, родители и дети, брат и сестра, взаимоотношения, взросление
Знания и навыки: В первой повести книги у читателя есть возможность вместе с героями книги осознать, какая непростая задача – быть родителем, как трудно взять на себя груз ответственности. Вторая история – это рассказ о том, как заканчивается детство и начинается новый, более осознанный и куда более трудный этап жизни.
Для какого возраста: 12-16 лет
Для самостоятельного чтения

 

Купить в Лабиринте • 389 руб.

Хотя английская писательница Энн Файн получила диплом политолога и не собиралась никогда становиться писателем, на сегодняшний день она автор уже более 50 книг для детей и подростков, которые переведены на 27 языков и неоднократно экранизированы, и обладатель ряда литературных наград. Русские зрители давно уже немного знакомы с творчеством Энн Файн, ведь именно на основе её книги и по её же сценарию был снят смешной и душевный фильм о взаимоотношениях в семье «Миссис Даутфайр». Что до русских читателей, то их с творчеством Энн Файн на протяжении 2011 г. знакомит издательство «Самокат». Всего за год вышли целых три книги с произведениями этого автора, причём все три в разных сериях: юмористическая короткая повесть «Дневник кота-убийцы» в серии «Витамин роста», повесть о девочке и её взаимоотношениях с отчимом «Пучеглазый» в серии «Новая лучшая книжка» и, наконец, книга-перевёртыш с двумя историями о подростках «Мучные младенцы» и «Список прегрешений» в самой, пожалуй, неоднозначной серии Самоката «Встречное движение».

Сейчас модным и даже немного навязчивым трендом в подростковой литературе кажется изобилие так называемых «проблемных книг». Реалистичные истории о проблемах в неполных семьях, об алкоголиках, о трудных подростках, бедности, насилии, буллинге, инвалидности, сиротстве, плохом отношении к животным и старикам – это далеко не полный список проблем, которые все вместе или каждая по отдельности раскрываются в художественных книгах, адресованных подросткам. Довольно категорично о такого рода произведениях высказался поэт Михаил Яснов: «Все эти учебники по детской психологии, закамуфлированные под повести из жизни подростков, безусловно имеют полное право на существование, но с художественной точки зрения в подобной литературе есть своего рода изъяны, и прежде всего – достаточный налет назидательности, не дающий фантазии полностью раскрепоститься и «слиться» с героями.» Впрочем, далее он пишет о том, что на книгу Энн Файн «Пучеглазый» стоит обратить внимание, ведь проблема, описанная в книге, касается очень многих, и взглянуть на неё глазами подростка будет совсем не лишним в первую очередь самому подростку. Даже если условный книжный подросток выглядит много старше и мудрее своих лет. От себя же добавим, что среди всего вороха «проблемных» книг есть как самые настоящие шедевры, так и довольно средние тексты, авторы которых просто работают в русле модной тенденции.

«Проблемной», является и новая книга Энн Файн для старших подростков из серии «Встречное движение». Проблемы взросления, ответственности перед своими детьми и отношения к своим родителям, взаимоотношения в семье и в классе – это далеко не полный список вопросов, на тему которых Энн Файн предлагает подумать своему читателю.

Первая повесть книги – «Мучные младенцы» – написана в 1992 и удостоена одной из самых престижных детских литературных премий – медали Карнеги. Дело происходит в основном в школе. Администрация и ученики готовятся к ЭКСПО, ежегодному мероприятию, для которого ученики проводят различные проекты-исследования в разных областях знаний. Только мистеру Картрайту, преподавателю класса 4С, не очень-то повезло, ведь его ученики едва-едва умеют читать, а уж разобрать, что они там пишут, – задача для искушённого палеографа, даром, что этим детям уже по 14-15 лет… Так что ни подготовка взрывающихся пакетов, ни ферма опарышей, ни другой проект, требующий знания физики, химии и других сложных предметов, классу 4С не грозит. Вместо этого им предложили эксперимент «Мучные младенцы». Каждому ученику в классе выдали мешок с мукой, с которым нужно обращаться, как с живым ребёнком, носить везде с собой и следить за его благополучием. Каждый день обязательно записывать, как идёт дело – что ты понял, почувствовал, как обстоит дело с «младенцем». Если мешок испачкался, потерял или прибавил в весе, значит ты плохо за ним ухаживал.

Понятно, что младенцы тяготят сложных подростков. Кто-то возненавидел свой дурацкий мучной куль довольно быстро, даже избавился от него, кто-то наоборот, извлёк из проекта свою выгоду. Совершенно особенно воспринял задание Саймон Мартин, он свою куклу… полюбил. Отец Саймона ушёл из семьи, когда мальчику было только 5 недель, и всё время, пока длится эксперимент, главный герой пытается понять, почему же он ушёл, чем папе так не понравился сын, что захотелось так быстро всё бросить. Был ли Саймон в младенческом возрасте так невыносим, или вся проблема кроется в том неизвестном человеке, его отце, а с самим Саймоном Мартином всё в порядке? Мальчик отвечает на этот вопрос то так, то иначе, без конца размышляет о детях и о том, что они могут дать или забрать у взрослого человека-родителя.

В том-то и весь секрет, подумал Саймон. Младенцы ни на кого не похожи. Они особенные… И самое прекрасное то, что они вроде как не совсем люди, по крайней мере, до поры до времени. И обращаться с ними можно иначе. Их проще любить. Вообще-то они немножко похожи на домашних питомцев… Взрослые люди – куда более сложная тема. Во взаимоотношениях взрослых кто-то один всегда чувствует себя обиженным или недооцененным.

В конечном итоге главный герой находит ответы на свои вопросы, примиряется в душе и с самим собой, и с бросившим его давным-давно непутёвым папашей. Каким образом? Это лучше прочитать самим – следить за рассуждениями героя довольно интересно. Правда здесь можно упрекнуть автора в том, что для недалекого подростка, едва умеющего читать и писать, Мартин Саймон рассуждает очень уж складно и много, он не по годам смышлёный и мудрый. Простить автору эту художественную условность или наоборот, поставить в упрёк – дело читателя. В общем и целом же можно сказать, что повесть хороша, сюжет развивается интересно, читателю есть, где улыбнуться (вообще хочется похвалить автора за хорошее чувство юмора) и где задуматься.

Вторая повесть, помещённая в книге, называется «Список прегрешений» (в оригинале эта повесть, вторая книга Энн Файн, написанная в 1981 г., носит заглавие «Вокруг ледяного дома»). Главный герой истории тоже мальчик-подросток, Том, сын фермера. У Тома есть сестра-близнец Касс, тайная любовь и «Список прегрешений» (так они с Касс назвали тетрадь, в которую записывали все те упрёки и обвинения, которые слышали от родителей в воспитательных беседах).

Сюжет книги довольно прост: подросток Том влюблён в дочь неграмотного наёмного работника, нечаянно глупо обижает её и отец отсылает Лизу к тётке на лето. В это время сестра Тома начала исчезать по ночам, и брат подозревает её в связи с местным художником Халлораном. Дальше он следит за сестрой, за наёмным работником, терзается муками совести, скучает по уехавшей девушке… В конце концов раскрывается и секрет ночных походов Касс, и находится уехавшая Лиза, хотя никакой особенной тайны ни в том, ни в другом не было.

Вся повесть тревожная и пасмурная, герои напряжены и озлоблены, так что создаётся ощущение, будто читаешь криминальную историю или вот-вот начнётся нечто трагичное. Но ничего такого не происходит. Просто Тому пора уже разрешить Касс идти своей дорогой и, самое главное, самому определиться, каким ему быть. Пора расстаться с детским Списком прегрешений и двигаться дальше, тем более, что груз страха и вины уже слишком тяжёл. Нести его становится всё труднее, и чувство напряжённости всё растёт.

Взрослеть вообще довольно трудно. По крайней мере, героям Энн Файн это даётся нелегко.

Энн Файн. Мучные младенцы и Список прегрешений.