Проблема: 

Некоторые дети дошкольного, да и младшего школьного возраста могут чувствовать себя стесненно в новой для них ситуации, когда присутствуют незнакомые дети и взрослые. Например, на интерактивном спектакле или мастер-классе. Дети прячутся за взрослого, не ходят отходить от него. Они не вовлекаются в происходящее, по крайней мере сразу. Ошибкой будет толкать ребенка: «иди, посмотри», «здесь нечего бояться» и т.д. Малыш будет лишь крепче держаться за родителя или другого близкого взрослого.

Это происходит от того, что ребенок не чувствует себя в безопасности и родитель выступает в роли защиты. Причем в данном случае безопасность – это исключительно субъективное переживание. Поэтому никакие увещевания и не помогают. А чего опасается малыш в незнакомой ситуации, рядом с незнакомыми людьми? Не обидят ли, может ли он быть собой, может ли вести себя так, как получается, не будут ли его осуждать, что он делает что-то не то и т.д.

Давайте рассмотрим, как вести себя взрослому, чтобы ребенок не подвергался излишнему стрессу и как помочь малышу почувствовать себя лучше.

Объяснение:

1.В новой обстановке, с людьми, которых малыш не знает, ребенок чувствует себя в безопасности только рядом с мамой. Он прячется за нее, что лишь подчеркивает силу его переживания. Мама не выталкивает сына вперед, потому что догадывается о его чувствах и знает, что если она так сделает, то встретит естественное сопротивление со стороны ребенка. Если же она продолжит настаивать, он может закричать и расплакаться.

2.Мама проговаривает свое предположение о том, что именно переживает ее сын. Так ребенок почувствует себя увиденным и понятым, а мама получит подтверждение своей гипотезе. Точное понимание ситуации позволит маме найти наиболее подходящее решение. На данном этапе – это пока просто вместе понаблюдать за происходящим, чтобы ребенок на безопасном для себя расстоянии, рядом с мамой мог привыкнуть к обстановке, чтобы немножко познакомиться с играющим взрослым и детьми, увидеть, что взрослый доброжелателен и помогает детям сориентироваться, помогает им находить выход из трудных и конфликтных ситуаций, дети не обижают друг друга.

3.Некоторые дети, после небольшого адаптационного времени, могли бы уже в одиночку присоединиться к играющим. Мама увидела интерес на лице своего ребенка, но так как Саша очень застенчивый, мама предлагает присоединиться вместе. Она является опорой и защитой для Саши и вместе с ней ему будет легче войти в новую для себя ситуацию, начать взаимодействовать с малознакомыми детьми и взрослым.

4.Ведущий взрослый установил контакт с ребенком, как только это стало возможным. Во время совместной игры мама наблюдает за сыном. С какого-то момента ребенок уже не старается держаться только рядом с ней. Он весело играет с другими детьми, принимает помощь играющего с ними взрослого. Ребенок выглядит более расслабленным. Хороший опыт взаимодействия с данными детьми и взрослым позволили Саше почувствовать себя в безопасности.

5.Мама увидела, что сын уже может продолжать играть и веселиться без нее. Поэтому она «отпускает» его и уходит из игры. При этом она остается в доступе для сына, он будет ее видеть и в случае чего сможет обратиться за помощью и поддержкой. Если на перспективу, то уйти из помещения мама сможет только тогда, когда ребенок хорошо освоиться, когда, например, играющий взрослый станет для него опорой и доверенным лицом, когда ребенок сможет положиться на него в случае отсутствия мамы.

Если вы хотите получать новости проекта – регистрируйтесь здесь

Мы в Vkontakte                           Мы в Facebook