Жанр: роман
Тематика: гражданская война в Испании 1936 г.
Ключевые слова: мальчик, сирота, гражданская война, летчик, судьба, жизнь, любовь, совесть
Знания и навыки: Книга демонстрирует этическую несостоятельность любой концепции, оправдывающей любую из сторон гражданской войны. Она даст массу поводов для размышлений о жизни, судьбе и возможности непоправимых ошибок. Повествование содержит сведения и персонажей из реальной истории Испании ХХ века.
Для какого возраста: 13-17 лет
Для самостоятельного чтения

 

Купить на Ozon.ru • 240 руб. Купить в Лабиринте • 267 руб.

«Он чувствовал, как его сердце бьется об устланную сосновыми иглами землю», – такими словами Э. Хемингуэй заканчивает роман «По ком звонит колокол». Говорят, что он десятки раз переписывал окончание этого романа и никак не мог найти нужные слова. Видимо, он их всё-таки нашёл, потому что у читателя в самом конце не остаётся никаких сомнений в том, по ком звонит колокол. А вот испанец Фернандо Мариас, который спустя 55 лет тоже написал роман о событиях гражданской войны в Испании, заканчивает книгу не ярким предложением, а целым абзацем, не накануне битвы, а тогда, когда всё уже давно позади. Тем не менее, читатели этого романа вряд ли будут не до конца убеждены в бессмысленности и бесчеловечности гражданской войны. Даже если ты был «на правой стороне».

У Мариаса историю рассказывают двое. Первый – это наш современник, не очень удачливый писатель, который нанимается для отделки квартиры и находит там книгу. Второй рассказчик, военный лётчик Хоакин Дечен, эту самую книгу написал. В конце они оба встретятся, тогда произойдут ключевые события, которые завершат историю и ответят на все вопросы, а пока читатель знакомится с рассказом Хоакина Дечена.

Мальчик-сирота, воспитывавшийся в монастырском приюте, должен был стать либо военным, либо священником. С детства он мечтал стать лётчиком, чтобы повторить подвиг Рамона Франко и Руиса де Альда, перелетевших на самолёте Атлантический океан, поэтому сделал вынужденный выбор в пользу военных. Знакомство с лётчиком Луисом Кортесом круто изменило судьбу Хоакина, он стал лётчиком, но заплатил за это, пожалуй, слишком высокую цену. Ведь вместе с тем он стал… шпионом. По просьбе и по приказу Кортеса, сражающегося на стороне франкистов, Дечен проникает в Мадрид, где становится другом и членом семьи влиятельных защитников республики. Постепенно Хоакин перестаёт понимать, прав ли его кумир Кортес или же стоит помогать республиканцам. Кто прав, а кто нет в ситуации гражданской войны? Прав, пожалуй, дон Мануэль, престарелый сосед Хоакина:

Стоит только сбиться с пути, и готово: чёрное становится белым, прямые дороги ведут куда-то в сторону. Вот в наших газетах с гордостью пишут о победных вылазках авиации в тыл врага. Словно тут есть, чем гордиться. Я-то за словами «военный объект» всегда вижу города – настоящие города, населённые живыми людьми. (…) В любой войне, Хоакин, если разобраться, есть только две стороны – люди и убийцы. Убийцы против людей.

Хоакин находит на стороне теперь уже бывшего своего врага не только сомнения, но и свою любовь. Благодаря этому, история не заканчивается победой фашизма, она продолжается вплоть до нашего времени. В середине 2000-х гг. XXI века глубокий старик Хоакин Дечен рассказывает, каково это: быть дважды предателем. Звучит страшно, а выходит так, что дважды предатель – это совершенно не обязательно законченный подлец. Или обязательно? Стоит прочитать, чтобы над этим подумать.

Книга вообще ставит очень много общечеловеческих проблем, особенно важных, когда человеку примерно 17 лет и когда мир из чёрно-белого становится непонятно каким, полным полутонов и новых противоречивых истин. «Где кончается небо» говорит о каких-то совершенно однозначных вещах: о бесчеловечности любой войны, а гражданской войны в особенности, о ценности человеческой жизни, о том, что не бывает смертей вообще, а бывает трагедия каждой отдельной личности, о славе и её оборотной стороне – трусости и малодушии. Герой книги уверяет: «Победа – это всегда грязь. Красивые победы – они только в детских книжках бывают. Да ещё в торжественных речах победителей», и с ним трудно спорить, если знаешь, что ради победы умерла чья-то любовь.

«Где кончается небо» – это целиком и полностью вымышленная история, она не основана на реальных фактах и событиях, хотя некоторые действующие лица и имена из романа являются реальными историческими персонажами, да и вся событийная канва того времени бережно соблюдена. В книге близко к истине описаны способы и методы ведения гражданской войны в Испании, сражение за Мадрид, помощь Коминтерна, названы фамилии генералов с обеих сторон и самого Франко, который не принимает участия в действии, но многократно упоминается, детально представлены самолёты, на которых велись сражения. В конце даже помещено приложение с фотографиями военных самолётов, о которых написано в романе. В этом смысле «Где кончается небо» – это исторический роман, а не просто проблемная история жизни отдельного человека. Следующие одна за другой героини, бабушка, дочь и внучка вполне способны стать наглядным пособием для изучения того, как изменилась женщина сама по себе и роль женщины в семье в Испании на протяжении ХХ века. Интересно, что в этой книге захватывающий динамичный сюжет, эпизоды и герои, которые не оставляют равнодушными, вовсе не берут верх над сутью и смыслом. Книга настолько же интересная, насколько она глубокая, настолько же правдивая, насколько юношеско-романтичная.

Роман был написан в 2005 г. за эту книгу Фернандо Мариас у себя на родине был удостоен нескольких литературных премий. На русский язык книга переведена Ириной Беньковской. В издательстве Самокат книга издана в серии для юношества «Встречное движение», объединяющей глубокие проблемные произведения для старших подростков. В этой же серии ранее вышла тетралогия Анники Тор, повествующая о судьбе еврейских девочек в ходе Второй мировой войны.

Фернандо Мариас. Где кончается небо. – М.: Самокат, 2012. – 216 с.: ил. – ISBN 978-5-91759-086-8


Другие рецензии:

Когда горюет король

Эта книга рассказывает подросткам о судьбе и выборе: вопреки популярным сегодня клише, не всегда человек сам выбирает свой путь, иногда он сделан за него, и тогда приходится жить той жизнью, которая тебе даётся.
читать далее »

Необычное путешествие по гравюрам Г. Доре

Книга представляет собой игру с общепризнанным шедевром живописи, попытку придать привычным изображениям новые смыслы.
читать далее »

Две повести взрослеющим людям

Проблемы взросления, ответственности перед своими детьми и отношения к своим родителям, взаимоотношения в семье и в классе – над этими вопросами Энн Файн предлагает подумать своему читателю.
читать далее »