Название пособия: книжная серия «Предшкольная пора»
Автор, издательство: к.т.н. Д. С. Златопольский, Вентана-Граф
Рубрика: физика
Рекомендуемый возраст: 5-7 лет
Формат работы: с родителями, с преподавателем, в группе
Особенности: Основные понятия физики и физические законы, показанные на примерах и с помощью экспериментов

 

Купить в Лабиринте • 199 руб.

Очень большой сейчас дефицит хороших познавательных книг для дошкольников. Недостаток такого рода изданий в области гуманитарных наук отчасти заполняют книжки «Знания» и «Путешествия» из серии «Настя и Никита», а вот если говорить о науках естественных, точных, то здесь наши дошкольники и младшие школьники вынуждены довольствоваться преимущественно букинистикой. С ностальгией вспоминаются такие серии, как «Почемучкины книжки», книги издательства «Педагогика», вроде «Физика для малышей» Сикорука или книги по математике для малышей Шеврина и Житомирского, и многие другие издания. Собственно именно поэтому хочется обратить внимание на книги Златопольского, которые претендуют на то, чтобы понятно и доступно изложить ребёнку 5-6 лет основные физические понятия и категории.

Физике для малышей посвящено два пособия этого автора. В одном из них («Детям о секретах механики») говорится о таких понятиях, как энергия вообще и механическая энергия в частности, о таких проявлениях механической энергии, как трение, давление, инерция, реактивное движение. Далее в книжке автор показывает на конкретных примерах из бытовой жизни и производства эти самые проявления механической энергии: движение автомобиля, работа подъёмного крана, работа рычага, действие пружины. В другом пособии, посвящённом секретам земного притяжения, автор раскрывает понятия веса, центра тяжести, устойчивости и далее показывает действие этих физических явлений и законов на примере полёта самолёта, плавания корабля.

По мере изложения автор предлагает читателям ряд опытов и заданий, надо сказать, довольно простых: найти на картинке и назвать все машины, рассказать по картинкам, как делается хлеб или придумать и нарисовать робота. Аппарат обеих книг одинаков. Текст автора, напечатанный крупным шрифтом (по-видимому, для самостоятельного чтения), сопровождается условными обозначениями: «Проведи опыт», «Выполни задание в тетради», «Подумай и ответь», «Учись наблюдать».

Автор пытается охватить довольно сложные, разнообразные темы, соотносить теоретический материал с практическим опытом, показать на конкретных примерах, как происходит то или иное явление, о котором сложным теоретическим языком было рассказано ранее. Пособия призваны познакомить ребёнка с совершенно новым кругом понятий, который не входит в обыденную жизнь ребёнка и является результатом довольно сложных абстракций и теоретических выкладок.

Почему-то автору кажется, что малышам можно рассказывать о мироустройстве точно так же, как и школьникам – изложить теорию, а потом привести пару примеров из практики. Более того, теорию можно излагать с помощью довольно сложных, не вполне доступных дошкольникам понятий. Между тем, как детям такого возраста гораздо легче прийти к теории от практики. Т.е. кажется более уместным сначала рассказать историю или несколько историй, привести примеры, провести эксперимент (а лучше два или три), и уже тогда, на основе полученного опыта делать выводы.

Возьмём, например, главу «Инерция» из пособия «Детям о секретах механики». Начинается она так:

«Часто мы ощущаем ещё одно проявление механической энергии – инерцию. Это свойство любого предмета сохранять или покой, или заданное предмету прямолинейное движение и скорость, если другие силы этому не мешают».

Думаете, все дошкольники это поймут? Скорее всего, в контексте данного определения потребуют дополнительного толкования понятия «прямолинейное движение», «скорость», «силы» и ряд других, а ещё скорее – на третьем предложении ребёнку станет уже неинтересно слушать и он просто отключится. И не дождётся примеров, которые автор приводит далее – с мячом, который толкают, а он летит, с велосипедом, у которого перестали крутить педали, а он едет, с транспортом, который резко трогается вперёд, а все пассажиры вдруг откидываются назад.

Впрочем, примеры эти тоже нельзя назвать безупречными – деревянный канцелярский язык автора не способствует пониманию. Возьмём случай с транспортом:

«Когда машина едет, мы внутри неё спокойно движемся вместе с ней. Но если водитель сильно нажмёт на тормоз, то наше тело сразу резко наклоняется вперёд – так резко, что можно даже удариться о спинку переднего сиденья. Чтобы избежать этого, необходимо пристёгиваться ремнями безопасности.
Наоборот, если водитель резко увеличит скорость, наше тело резко отклоняется назад. Эти отклонения тела тоже происходят из-за инерции».

Хорошим контрастом этому тексту может служить упомянутая уже выше книжка В. Сикорука «Физика для малышей» (М.: Педагогика, 1979). Там на сс.116-121 размещена глава «Ленивые колёса», посвящённая инерции, и написана она именно так, что дошкольник слушает её с интересом и даже понимает, о чём идёт речь. Глава начинается с историй-примеров, в которых хорошим русским языком, без непонятных ребёнку терминов, приведены случаи инерции. Вот один из них:

«Ехали дети в автобусе, на заднем сиденье. Пассажиров было мало. Рядом с детьми, на полу автобуса, лежал мяч. Вдруг на перекрёстке зажёгся красный свет. Нажал шофёр на тормоз – стал автобус останавливаться, а мяч дальше катится, остановился только у кабины водителя. Постоял автобус на перекрёстке и поехал дальше. А мяч-то ленивый и не хочет никуда ехать. Автобус поехал вперёд, а мяч покатился назад к детям. Правильнее было бы сказать, что мяч никуда не покатился. Он остался на месте, а дети вместе с автобусом подъехали к нему».

Ситуация описана предельно понятно для ребёнка, более того, она вполне может быть смоделирована в реальной жизни. Определение понятия тоже ясное и доступное:

«Наверное, и ты встречался с инерцией. Вспомни, бежишь и вдруг ноги за что-нибудь запнулись, остановились, а ты вперёд летишь по инерции, пока не упадёшь на землю. Бывает и наоборот, стоит автобус на месте, а потом резко трогается. Автобус уже поехал, а пассажиры ещё сидят неподвижно и от этого все откидываются назад».

Сикорук, в отличие от процитированного выше Златопольского, не пытается быть наукообразным и употреблять специальную терминологию. Как ни странно это звучит, это единственно правильный путь, если речь идёт о детях-дошкольников, которые только формируют свой понятийный аппарат и не могут охватить разом кучу незнакомых абстракций.

В общем, как это ни печально, выбирая между книгой современной и новой и книгой более чем тридцатилетней давности, приходится выбирать давнюю. Это говорит как минимум о том, что что-то не так с современным нашим детским научпопом.

Д. С. Златопольский. Удивительные превращения. Детям о секретах механики. Рабочая тетрадь. 5-6 лет. – М.: Вентана-Граф, 2010. – ISBN: 978-5-360-01814-8

Д. С. Златопольский. Удивительные превращения. Детям о секретах земного притяжения. Рабочая тетрадь для детей 5-6 лет. – М.: Вентана-Граф, 2008. – ISBN: 978-5-360-00554-4


Другие рецензии на дидактические пособия:

Повторяем математику в начальной школе

Часто после каникул ребёнок как будто забывает всё то, чему научился, и перед родителями встаёт задача как-то по возможности быстро помочь ребёнку вновь обрести растерянные за время отдыха навыки. читать далее »

Пособие «Логико-Малыш»

В Логико-Малыш играют дети по всему миру. Пособие, придуманное немецкими авторами Дорис Фишер и Манфредом Криком, признано в Германии одним из лучших в мире учебно-игровых пособий для дошкольников.
читать далее »

Развитие ребёнка: как решать задачки?

Книжки издательства «Карапуз» серии «Как решать задачки» для детей 5-8 лет
читать далее »