Какие вы знаете игры? На ум сразу приходит множество идей – прятки, салочки, дочки-матери, казаки-разбойники, игры с мячом – для мальчишек и девчонок, для тихонь и озорников. Но до этих игр малышу надо дорасти, а что же делать родителям, чьим деткам всего несколько месяцев отроду? Как развлечь кроху, который еще не знает, где у него нос? Каждой маме хочется, чтобы ее малыш развивался, играя, и постигал мир с интересом. Роль возраста от рождения до года трудно переоценить, в это время в мозге малыша устанавливаются миллионы связей. Психологи и специалисты по раннему развитию обращают внимание родителей, что при правильном «обучении» опыт, приобретенный детками в этот период, имеет огромное положительное влияние в дальнейшем и на развитие речи, и на эмоциональность, и на умение ребенка социализироваться.

Я предлагаю вам попробовать несколько игр, которые понравятся детям и помогут им гармонично развиваться в дальнейшем.

0-3 месяца

«Привет»

Малышу нравится рассматривать лица родителей, особенно, если они улыбаются ему. Наклонитесь к ребенку и спойте ему песенку или прочитайте стишок, например:

«Солнышко-ведрышко, выгляни в окошко!
Солнышко, поскорей нашу (нашего) Яну обогрей!»

Первые месяцы после рождения дети лучше всего видят предметы, находящиеся на расстоянии 20-30 см от глаз. А позитивный опыт общения в младенчестве способствует развитию познавательных процессов.

«Как я тебя люблю»

Новорожденному трудно адаптироваться в этом мире. То, каким он будет видеть его, зависит от поведения мамы: обнимайте вашего малыша как можно чаще, поглаживайте его ручки и ножки, целуйте его носик, грудку, животик и пальчики.

Называйте части тела, когда целуете, зовите его по имени и говорите, что любите его как можно чаще! Так вы не только поможете ему ощутить себя в безопасности, но и дадите ему возможность знакомиться с его телом.


 

3-6 месяцев

«Где малыш?»

Лягте на пол и положите ребенка на свой живот, возьмите его руками под мышками, поднимите над собой и спросите: «Где мой малыш?» Опустите и со словами «Да вот же он!» поцелуйте ребенка. Поднимая его вверх, вы можете немного наклонять малыша вперед-назад и вправо-влево, «полетайте» им, приговаривая: «Летит (имя) высоко-высоко, далеко-далеко! Полетал и к маме прилетел!». Снова опустите малыша и расцелуйте его.
Играя в эту игру, вы развиваете чувство равновесия малыша, что очень пригодится в умении ползать.

«Разговор»

В этом возрасте дети много лепечут, поддерживайте разговор с ребенком, общайтесь с ним. Начните с коротких предложений, например: «Доброе утро, (имя)!» Посмотрите, как отреагирует малыш. Продолжайте обращаться к нему, пока не услышите в ответ лепет или какой-нибудь звук. Смотрите ребенку в глаза, кивком головы и улыбкой отвечайте на его «реплики». Скажите следующее предложение и сделайте паузу, слушайте, что говорит вам ваше чадо, показывайте, как вам нравится с ним общаться и вы поспособствуете развитию его речи и уверенности в себе.


 

6-9 месяцев

«Кто там в зеркале?»

В этом возрасте деткам доставляет огромное удовольствие разглядывать себя в зеркале.

Сядьте вместе с малышом напротив большого зеркала, и попробуйте сначала строить рожицы своему отражению. Улыбайтесь, изображайте удивление, испуг, нахмурьтесь, оскальтесь, можно при этом издавать смешные звуки, подражать животным или просто произносить на распев слоги. Потом можно вовлечь в игру малыша, привлеките его внимание к отражению в зеркале и попробуйте помахать его ручкой, потом поболтать ножками, пораскачивайтесь из стороны в сторону.

Ученые утверждают, что дети, нуждаются в подобных визуальных упражнениях, это способствует развитию мышления.

«Ключи»

Дети любят связки ключей – они так задорно звенят при каждом движении маленькой ручки! Дайте малышу насладиться игрой с ключами: пусть изучит их (можно дать запасные ключи и помыть их предварительно, чтобы не переживать, если ребенок потянет их в рот), потрясет ими как погремушкой, а потом разожмите его пальчики, чтобы ключи упали на пол. Акцентируйте внимание малыша на том, что они падают, чтобы он проследил глазами и увидел ключи на полу. Затем снова дайте их малышу и снова помогите бросить, пока он не поймет и не начнет делать это сам.

Многократное повторение действий помогает детям устанавливать причинно-следственные связи, совершенствуя свои представления об этом мире.


 

9-12 месяцев

«Тянем-потянем»

Возьмите небольшой шарф, посадите малыша и сами сядьте напротив. Один конец шарфа дайте ребенку, другой возьмите сами. Потяните легонько шарф на себя со словами: «Тянем-потянем…» Возможно вам придется повторить это несколько раз, прежде чем малыш поймет, что он должен повторить ваше действие. Если он дернет или потянет за шарф слишком сильно, сделайте вид, что падаете, обычно это приводит детей в восторг.

Играя таким образом, детки учатся координации движений и одновременно заставляют работать мышцы рук и спины. В дальнейшем эти навыки помогут им в более сложных задачах, например, при ходьбе.

«Кто как говорит»

Дети любят повторять за взрослыми не только действия, но и слова. Задавайте малышу вопросы: «Как говорит собачка?», «Как говорит коровка?» и т.д., сначала отвечайте сами, вскоре малыш начет копировать звуки и отвечать вам. Обязательно хвалите и поощряйте его! Чем больше вы разговариваете с малышом, тем богаче будет его словарный запас. А развитие речи напрямую связано с развитием мышления.


 

***

Предлагайте вашему малышу играть так пару раз в день по 2-5 минут, следите, чтобы ребенок получал удовольствие и не переутомлялся. Главная наша задача – увлечь малышей, заинтересовать их, показать, сколько скрытых возможностей у них есть.

Нельзя забывать, что любые игры для малышей не предполагают форсирование раннего обучения, они создают потенциал для последующего развития, такие игры закладывают своего рода фундамент, опираясь на который в дальнейшем, ваш ребенок сможет учиться эффективнее и легче.


Другие статьи в этой рубрике:

Покатились! Каталки для самых маленьких

От разнообразия каталок всех видов, велосипедов самых разных сортов у родителей глаза разбегаются. На чём же лучше ездить, в чём преимущества того или иного вида детского «транспорта»?
читать далее »

Слинг, рюкзак или кенгуру?

Если еще несколько лет назад женщина, несущая своего малыша в слинге или рюкзаке, вызывала всеобщее удивление, то сегодня все больше мам вновь осваивают древнюю науку ношения ребенка на себе.
читать далее »

Сенсорные коробки для разных возрастов

Цвета, запахи, текстуры, звуки, колебания, возможность сыпать, лить, мять, шуршать дают малышу новый материал для интеллектуального роста.
читать далее »