Жанр: познавательная литература, non-fiction
Тематика: шедевры живописи для малышей
Ключевые слова: картина, художник, игра, живопись, стихи, обучение в игре, искусство
Знания и навыки: Книга познакомит малыша с 10 шедеврами мировой живописи и научит обращать внимание на детали картины
Для какого возраста: 3-7 лет
Для совместного чтения
Купить в Лабиринте • 599 руб.

 

Жанр «Детям об искусстве» в отечественном книгоиздании долгое время был делом серьёзным. Даже ежемесячный журнал «Юный художник», в котором речь шла понемногу об истории живописи, техниках рисования и всяческих актуальных культурных вопросах, делался не для весельчаков. Как-то не принято было улыбаться, если уж речь зашла о высоком искусстве! Да и сейчас не очень принято… Зато сейчас невероятно популярна идея приобщать детей с самого раннего возраста ко всему культурному и образовательному, в том числе и к истории живописи. И здесь ничего не выйдет без улыбки и не очень любимых кем-то игровых методов в педагогике.

Кажется, главная проблема в приобщении детей к искусству состоит даже не в том, что статичному изображению давних лет тяжело конкурировать с движущимися картинками из телевизора, компьютера и планшета. Гораздо серьёзнее то, что само послание и значение тех или иных картин перестаёт быть понятным даже для взрослого человека. Далеко не всякий зритель, глядя на скульптуру бородатых людей, которые борются со змеями, признает Лаокоонта и его сыновей, а уж почему на картинах Босха вдруг тут и там появляется сорока или что обозначает изображение того или иного фрукта на полотнах средневековых художников, смогут ответить только специалисты. Так получилось, что настоящее понимание живописи, понимание в контексте эпохи и культуры, нынче доступно лишь специалистам-искусствоведам, или очень уж культурным современникам, но никак не массовому зрителю и уж точно не ребенку, который с angrybirds знаком куда лучше, чем с библейскими текстами.

Ичто же делать родителям, которые хотят эстетически развивать своё дитя? Стараться дать малышу как можно более разностороннее образование, упирая особенно на историю, культурологию и латынь, или же подходить к шедеврам живописи по-новому, пытаясь уловить эмоцию, игру цвета и необычные детали, наполняя их новым содержанием, по вкусу зрителя? Ответа на этот вопрос нет, точнее каждый отвечает на него по-своему. Но тот, кто выбирает второй путь, почти наверняка оценит по достоинству и будет с удовольствием читать новую книгу от издательства Клевер-Медиа-Груп«10 моих первых картин» Мари Селье.

Книга выстроена довольно своеобразно, картины пронумерованы цифрами, от 1 до 10. На страничке с цифрой «1» помещено стихотворение, а также одна круглая прорезь на правой части разворота, через которую можно видеть фрагмент изображения, расположенного на следующем развороте, – глаз, котенка или клубок – а также засунуть палец. Открывая следующую страницу, ребенок прочитает окончание стихотворения, и рассмотрит репродукцию целиком. На следующей странице, с цифрой «2», будут уже два круглых отверстия (в нашем случае это два глаза Моны Лизы), а затем – 3 (головы троих подростков с картины П.Гогена «Трапеза»). При этом ребенок не только постигает красоты шедевров мировой живописи, но и якобы учится считать: для каждой следующей картины число открытых фрагментов увеличивается на один; а также развивает навыки логического синтеза, достраивая картинку в уме, и зрительной памяти, «выхватывая» на целом изображении те фрагменты, которые минуту назад видел через прорези. Хотя быть может автор книги вовсе и не ставил себе задачу объединять эстетическое развитие с обучением счету и обучением в принципе, а просто предложил такое построение книги как красивое, логичное и стройное, как своего рода игру-считалку, которая сделает знакомство с картинами занятной игрой.

Всего в книге представлено 10 шедевров:

  1. «Портрет Луизы Верне в детстве» Теодора Жерико
  2. «Мона Лиза» Леонардо да Винчи
  3. «Трапеза» Поля Гогена
  4. «Диски» Р.Делоне
  5. «Весна» Джузеппе Арчимбольдо
  6. «Пейзаж с жёлтыми птицами» Пауля Клее
  7. «Море в Гавре» Рауля Дюфи
  8. «Футболисты» Пабло Пикассо
  9. «Заклинательница змей» Анри Руссо
  10. «Звёздная ночь» Винсента ван Гога.

С одной стороны, автора можно упрекнуть за односторонний подход – детям предлагаются практически сплошь французские художники, которые рисовали не позднее XV в., а по большей части – в XIXи XXвв., но это более чем простительно, если учесть, что автор – француженка, кроме того, она выбрала действительно интересные для детей картины, те, которые способны зацепить ребенка сюжетом, персонажами или игрой цвета. Если же картины сами по себе и не увлекут малыша, то уж точно он заинтересуется подсчетом деталей в круглых отверстиях.

Выше было упомянуто, что каждая репродукция сопровождается стихотворением. В данном случае мы не имеем дела с высокой поэзией, это по большей части «белые» стихи описательного характера. Интересно, что и графически они выстроены в соответствии с той картиной, к которой относятся: будет изменяться цвет и размер шрифта, направление строчек, размер и ритм (собственно весь дизайн книги выглядит чрезвычайно продуманным, от цвета фона до размера страницы). Причастность М.Яснова к книге явно пошла ей на пользу, строчки может и не войдут в фонд жемчужин мировой поэзии, однако очень точно передают суть и настроение картины. Например, на разворотах, посвящённых «Дискам» Р.Делоне, мы можем прочитать:

Четыре чёрных глубоких дыры –

словно колодцы в другие миры,

а может светящиеся шары?

Не знаю, совсем не знаю!

Всё кружится, всё движется

в огромных кольцах разных цветов.

Это танец чёрных кругов.

Я тоже кружусь, я качусь, я верчусь.

Кружусь весь день я – до головокруженья.

Интересно задуматься о том, какой может быть конечный смысл у этого «свидания с искусством», ведь многим родителям кажется, что раз уж после таких книжек малыш не преуспел в тонкостях истории искусства, то и толку в них особенного нет. Между тем, с этой позицией можно поспорить. Хотя бы по той причине, что книга, не претендуя на справочник или путеводитель по самым интересным страницам мирового искусства, предполагает рефлексию над художественным произведением, его осмысление и эмоциональное проживание. Ребенок как будто постепенно, через текст, сенсорные ощущения и игру, приближается к изображению, сама эта игра предполагает неспешность и поэтапность в подходе к произведению искусства, предлагает возможность знакомства с картиной вне исторического и культурного контекста, через собственную эмоцию, цвет художника, детали, значимые лично для зрителя.

Возможно, маленький читатель вырастет, изучит историю искусства и постигнет контекст, чтобы прочитать истинный и первоначальный смысл картины. А может всё также будет просто рассматривать интересные изображения. Так или иначе, знакомство в детстве с книгами, типа «10 моих первых картин», поможет ему воспринимать изобразительное искусство как личное глубокое переживание, а поход в галерею – как интересное дело.

Автор книги, Мари Селье, – это, пожалуй, специалист жанра «детям об искусстве». Она сочинила уже несколько десятков книг для самых маленьких о главных музеях Франции, ведущих художниках и шедеврах мировой живописи. Именно поэтому ее удостоили звания «Рыцарь искусств и литературы», а издательство Клевер-медиа-груп планирует издать ещё одну книгу Селье – ту, в которой собраны картины с изображением шаров.

Мари Селье 10 моих первых картин. – М.: Клевер-Медиа-Груп, 2013.