Они используют более эмоциональную лексику, влияющую на мировоззрение девочек. Большинство матерей скажут вам, что они одинаково разговаривают со своими детьми. Новые исследования позволяют предположить, что это не совсем так. В работе, опубликованной на днях Британским Журналом Психологии Развития авторы Ана Азнар и Гарриет Тененбаум утверждают, что матери склонны употреблять более эмоциональные слова, общаясь с четырёхлетними дочерьми, чем с сыновьями того же возраста.

Более того, поскольку мамы используют слова с более эмоциональной нагрузкой, нежели отцы, они подсознательно закрепляют в своих детях гендерные стереотипы. Позитивная новость, однако, состоит в том, что это объясняет более высокий эмоциональный интеллект у женщин.

«Мы знаем…что дети охотнее имитируют поведенческие модели своего пола, чем противоположного (т.е. девочки подражают матерям, а мальчики – отцам)», – говорит Тененбаум, профессор психологии Университета Суррей в интервью Time. «Так, они учатся тому, что эмоции более приемлемы для женщин, чем для мужчин».

Тененбаум указывает, что тренировка эмоционального интеллекта невероятно важна для детей для успеха в школе, в установлении отношений с учителями и одноклассниками. «Предыдущие исследования показали, что дети, охотнее демонстрирующие свои эмоции в детском саду, лучше учились в школе, в отличие от малоэмоциональных детей», говорит она. Более того, дети, употребляющие в своей речи эмоциональные слова, более популярны в начальной школе. Люди скорее будут собираться вокруг того, кто сможет понять и интерпретировать эмоции. Даже беря во внимание умственные способности, можно заметить, что малыши, лучше воспринимающие эмоции, более склонны к успешному обучению.

В этом новом исследовании ученые записывали на видео 65 испанских матерей и отцов с их четырёхлетними и шестилетними детьми во время выполнения задания по сторителлингу, а затем во время разговора об их предыдущем опыте. Исследования проводились среди родителей среднего и высокого уровня достатка. Во время первого визита мать или отец и ребёнок разговаривали на камеру. Через неделю другой родитель и тот же ребёнок обсуждали ту же тему. Записанные на видео беседы были транскрибированы, после были выделены эмоциональные слова, такие как «счастливый», «грустный», «злой», «любовь», «заинтересованность», «страх».

Матери употребляли в разговоре с малышами большую долю эмоциональных слов, чем отцы, такие же данные были получены в аналогичном исследовании в США. Но в частности, в разговоре с четырёхлетними дочерьми они были более экспрессивны. «Американские матери и отцы одинаково выражают эмоции», считает Тененбаум. Теоретически матери чувствуют себя более комфортно, обсуждая эмоции, чем отцы. Дети, следовательно, должны поступать так же, т.е. девочки охотнее говорят о своих чувствах. И в самом деле, дочери чаще, чем сыновья выражали свои эмоции с отцами, обсуждая предыдущий опыт. Во время воспоминаний отцы использовали более эмоционально нагруженную лексику, разговаривая с четырёхлетними дочерьми, чем с сыновьями того же возраста.

Азнар и Тененбаум сделали это исследование несколько отличным от предыдущих. Они добавили отцов, тогда как большинство изысканий было сосредоточено на матерях, а так же изучили испанские семьи, чего не делали ранее, потому что хотели проверить, как их предположения работают на почве другой культуры.

Самое важное, авторы проверили, как дети обнаруживают их базовое понимание эмоций. Малышей опрашивали, какие чувства люди испытывают в различных ситуациях. выяснилось, что мальчики понимают эмоции так же, как и девочки. Таким образом, эмоциональный интеллект не врождённое качество женщин. Предварительные тесты не показали значительного отличия в понимании эмоций девочками и мальчиками. Факт, что родители говорят более эмоционально с дочерьми, чем с сыновьями, не может быть объяснён тем, будто родителям сказали делать это, потому что они считают, будто девочки лучше воспринимают эмоции. Тененбаум утверждает, что не было найдено никаких различий в детском восприятии эмоций.

Профессор была удивлена, что матери и отцы продолжают закреплять в детях стереотипы. По её словам, большинство родителей хотят, чтобы мальчики были более экспрессивны, но они даже не осознают, что разговаривают с ними иначе, чем с девочками.

Родителям следуют как можно больше пытаться тренировать эмоции у мальчиков, использовать более насыщенную эмоционально лексику не только с девочками, но и с сыновьями, считает Тененбаум. «В обществе мы уже прошли ту стадию, когда мальчиков учили ни в коем случае не обнаруживать своих чувств», – говорит она, – Необходимо модель поведения, в которой эмоции выражаются должным образом. Это усвоенные стереотипы и мы сами усиливаем их» .

Источник