Книжки издательства «Карапуз» серии «Как решать задачки» для детей 5-8 лет

__
Название пособия: Книжная серия «Как решать задачки»
Автор, издательство: ИД Карапуз, коллектив авторов-составителей
Рубрика: математика, логика
Рекомендуемый возраст: 5-8 лет
Формат работы: с родителями, с преподавателем, в группе
Особенности: Самые разнообразные задания, для решения которых необходим творческий и нестандартный подход. Пособия содержат подробные методические рекомендации для родителей и педагогов.

Основное направление издательства Карапуз – выпуск авторских оригинальных дидактических пособий для детей разных возрастов. Среди книг и книжек издательства есть пособия по детскому творчеству, серия для родителей, разнообразные книги по обучению чтению и закреплению этого навыка, издания, которые помогают ребёнку в познании окружающего мира. Особый интерес представляют авторские серии издательства по математике и логике для старших дошкольников и младших школьников.

Большая часть дидактических материалов по математике для старших дошкольников предлагает примерно один и тот же набор типичных заданий. Скорее всего там найдутся узоры для развития мелкой моторики, упражнения на закрепление ряда чисел от 1 до 10, логические последовательности, геометрические фигуры, сложение и вычитание в пределах 10, как-то будет затронут состав числа… Не очень хорошо то, что часто эти задания шаблонны, т.е. они повторяются и «отрабатываются», дабы ребёнок мог выполнять их автоматически. А ведь именно тогда, когда начинается «автоматически», вместо того, чтобы подумать, а уже потом сделать, тогда и начинаются ошибки и, что ещё хуже, в голове закрепляются шаблоны и стереотипы, которые мешают мыслить нестандартно и решать задачи необычные.

Именно для того, чтобы шаблонов было как можно меньше, а решающих нестандартные задачи детей больше, издательство «Карапуз» и сделало свою необычную серию «Как решать задачки». На сегодняшний день в серии выпущено 13 книжек, 12 из которых уникальные, а 13-я объединяет в себе под одной обложкой сразу несколько сборников арифметических задач. Книжки небольшие, по 18 страниц, но очень насыщенные полезной во всех отношениях информацией. Особенно хороши методические рекомендации педагогов, которыми начинается каждая книжка. В подробном введении кратко рассказано о самой серии, об особенностях этого выпуска серии, даны подсказки, как именно заниматься с ребёнком и как помочь ему в решении этих задач. Указаны возможные проблемы, почему у ребёнка может возникнуть непонимание или не получаться, а также пути решения этих проблем. Авторы предисловия справедливо указывают, что проблемы могут возникнуть как от методических промахов преподавателя, так и по причинам психо-физиологическим. Особенно хочется поблагодарить авторов предисловий за фразу, которая повторяется в каждой книжке: «Помните, поиск виноватых всегда приведёт к педагогам и родителям, но НИКОГДА к детям!», так что можно надеяться, что детей не будут ругать и наказывать за возможный неуспех в работе с пособием, а будут конструктивно помогать и вместе искать верное решение.

Условно книжки серии можно разделить на две части: книги с арифметическими задачами на сложение и вычитание для старших дошкольников, сгруппированные по темам условий задачи (Зимние задачи, Летние задачи, Задачи про детский сад, Семейные задачи. Математика в русском стиле), и книги с разными нестандартными задачами по редким в основной массе темам и методикам (таких книг 7).
Проще описывать первую группу – в конце концов разница здесь только в формулировках условий задач – речь идёт о том, чтобы посчитать детей, которые едут с горки в «Зимних задачках» или же о том, кто из девочек собрал больше грибов в задачках «Летних». У всех этих пособий одни и те же методические рекомендации, исключением является, пожалуй, только книжка «Математика в русском стиле», которая составлена по сборникам арифметических задач начала прошлого века. Авторы указывают, что книжки рассчитаны на тех детей, которые уже решали элементарные задачки, напоминают, что такое задача вообще и как лучше объяснить это ребёнку. В этих задачниках акцент сделан на то, чтобы избежать механического решения, действия по шаблонам. Для этого авторы прибегают к ряду хитростей: включены задачи с нулём, задачки с излишними данными, задачи, условия которых могут предполагать разную трактовку. В книжке «Математика в русском стиле» методисты также советуют обратить внимание на познавательный аспект, который несут в себе тексты условий дореволюционных задач, например, что зайцы зимой обгладывают кору яблонь, отвар малины помогает от простуды и т.д. А ещё есть просто задачки на внимание, вроде этой: «На пальме кувыркались 4 обезьяны. Прилетели 3 попугая и сели на пальму. Сколько всего обезьян лазали по пальме?»

Особенно интересными и ценными представляются те несколько книжек серии, которые я условно выделила во вторую группу. Сами названия сразу привлекают внимание: «Не путаем “левое” и “правое”», «Задачки на поиск скрытого», «Учимся принимать условия», «Выбираем правильный маршрут», «Строим логические цепочки», «Задачки в клеточку с трудностями». Становится понятно, что перед нами не очередной сборник типичных заданий «для подготовки к школе», а книжка, которая заставит ребёнка думать, сомневаться, стараться, выискивать и тем самым делать небольшие шаги вперёд и даже большие качественные скачки.

Не все книги из этой группы предполагают работу с цифрами. Например, в выпуске «Задачки на поиск скрытого» от ребёнка требуется рассматривать большую картинку и искать на ней определённые объекты. Это очень непросто! При этом книга не повторяет принцип популярных европейских книжек жанра Wimmelbuch, вроде «Где же Волли?», на развороте изображено не так уж много объектов, а вот попробуй-ка найти среди них нужный! Авторы объясняют появление этого пособия в серии следующим образом: «Не сложно согласиться, что задачками по сути можно назвать не только учебные, чисто математические, но и другие умственные задачи в нашей жизни – любые встающие перед нами проблемы, трудности. Их надо как-то решать, преодолевать. А для этого приходится оценивать данные, находить способ решения и выход из ситуации, то есть ответ. Такие условия ставят все задачки – и логические, и творческие, и житейские. И в этой книжке на развитие воображения тоже.»

Хотелось бы подробно остановиться ещё на одном выпуске серии – «Выбираем правильный маршрут». Эта книжка сделана на основе методических разработок известного педагога Л. А. Венгера, разработавшем теорию познавательных способностей ребёнка, автора программы дошкольного образования «Развитие». В книге ребёнку даются разнообразные задания, в которых он, ориентируясь с помощью условно-схематических изображений, должен пройти определённый маршрут или же наоборот, пройти по карте-схеме маршрут и описать его с помощью пиктограмм. Это непростые задания, рекомендуем предлагать ребёнку эту книгу после работы с пособием «Не путаем “левое” и “правое”». Решение такого рода задач с маршрутами формирует массу необходимых навыков, как-то: умение работать по инструкции, выполнять последовательные действия по правилам, контролировать свои действия, я уж не говорю о закреплении навыка работы с планом и картой.

Не менее интересны остальные книги серии, каждая из них необычна и с каждой интересно поработать как растущему мыслителю, так и его наставнику. В заключение хочется сказать, что и такой немаловажный аспект, как цена пособия весьма радует – эти небольшие книжки стоят очень недорого, за это тоже хочется поблагодарить авторов и издателей серии.