Любите ли вы принцесс, как люблю их я? Литературой давно доказано, что не корона и пышное платье цвета солнца делает принцессу принцессой – а умение выйти из всех испытаний человеком – быть принцессой и в беде, и в печали, и в золе, и в работе. Одна моя взрослая подруга, занимающая высокий пост, часто принимающая решения, меняющие судьбы людей, сказала вдруг однажды: «Знаешь, самая важная для меня книга – это «Маленькая принцесса» Бернетт; после нее я поняла, какой нужно быть – доброй в любых обстоятельствах, не терять не только достоинства, но и сердца».

Книги про принцесс – популярный товар; в основном, это книги для девочек-дошкольниц: с иллюстрациями и минимумом текста, с рококошным обилием розового и золотого, по мотивам мультфильмов Диснея, или с «салатом» из сказок – Перро и Гримм, в лучшем случае – с иллюстрациями знаменитых ретро и современных художников.

Есть книги сложного, философического уровня, с нестандартной трактовкой «принцесскотемы», как «Принцессы: неизвестные и забытые» Ребекки Дотремер издательства «Махаон» – про принцесс фантастических, будто бы из снов, принцесс, которые прячутся рядом с нами, в наших волосах или кружке с чаем; или «Каждая может быть принцессой» Брижит Минэ от «Поляндрии» – про то, что в каждой женщине и девочке живет принцесса – даже если она пухляшка в очках. Очень любят западные авторы писать-рисовать смешные истории про принцесс: «Принцесса Анна, или как найти настоящего героя» Сузанны Опель-Гётц от «Мелик-Пашаева» – классический пример ДжанниРодариевского приема «сказки наизнанку» – история о то, как выходят замуж принцессы – иногда самой приходится найти принца, а он и не принц совсем, да ну и ладно, зато человек хороший. Или «Принцессы» Аньес Ларош и Ксавьера Дево издательства «Клевер Медиа Групп» – четыре истории про принцесс, которые решили, что им не нравится быть принцессами, а нравится быть кем-то другим – разбойницами, например.

Смешные истории про принцесс – это разрыв и разрушение шаблона – сиди и жди принца, а после свадьбы и сказке-жизни конец; феминизация налицо – роль принцессы архаична, приукрашенная версия домохозяйки, и она отвергается, трансформируется современными авторами нарушением сказочной нормы. Но рамки жанра неизменны, философского плана история, трагического, фэнтезийного или комического: представление родителей, затем проблема – нет подходящего принца, болезнь одного из родителей, дракон, проклятие, насланное на принцессу злой колдуньей в раннем детстве, затем решение проблемы, и обретение принца-хорошего-человека-кем-бы-он-ни-был.

Но вот для девочек постарше – для младшего и среднего школьного возраста книг  о принцессах гораздо меньше – если только классика – Элинор Фарджон, Эдит Несбит, Джордж Макдональд, Божена Немцова, Софья Прокофьева… Вроде бы у них там школа, какие уже принцессы, взрослая жизнь началась, розовые очки темнеют. Тем более что сейчас в моде феи и ведьмы. Но истории о принцессах, об уважении к себе и окружающим, о женственности и мужественности нужны и взрослым девочкам – как мальчикам всегда, чтобы дышать, нужны книги о подвигах.

Издательство «Азбука» с конца прошлого года выпускает занятную серию «Библиотека настоящих принцесс». Тексты в ней самого разного калибра, но самый важный автор, про которого мы хотим рассказать, чтобы вы не пропустили ни в коем случае – это Гейл Карсон Ливайн. Она автор знаменитой «Заколдованной Эллы» – да-да, по которой фильм. «Элла» вышла первой в серии; сейчас на русском три книги Ливайн – «Заколдованная Элла», «Самая красивая» и «Две принцессы Бамарры» – новинка. Ливайн – американская писательница, живет в живописнейшем старинном доме, помимо написания детских книг, обучает детей творчеству – умению придумывать истории, «которые бы летали» – как она сама пишет. Минус серии – чудовищное дешево-и-сердито-фотошопное оформление книг. Но, как говорится, зачем нам руки даны – чтобы клеить и рисовать; книга до и после…

Заколдованная  Элла

Купить на Ozon.ru • 247 руб. Купить в Лабиринте • 179 руб.

 

Истории, которые придумывает Ливайн – для младшего и среднего школьного возраста, когда изучены все классические сказки, и ребенок видит, где классическая «линия», а где авторская – как они дополняют друг друга и обыгрывают. В интернет-магазинах и рецензиях произведения Ливайн относят к фэнтези, но точнее употребить старый добрый термин «литературная сказка», несмотря на наличие у Ливайн своего «мира», что считается атрибутом фэнтези – события всех ее сказок разворачиваются в разных соседствующих друг с другом королевствах, некоторые персонажи упоминаются из книги в книгу. И всё же это сказка – самым главным признаком сказки является наличие чуда, которое решает исход дела; фэнтези же чудо не свойственно. Чудо для Ливайн – непременный разворот к хэппи-энду, не дежурное такое, картонное, позолоченное, а настоящее чудо – преодоление себя, обретение себя, своей истинной сущности. С Эллой всё понятно, не самая умная на свете фея Люсинда одарила ее послушанием, и всю книгу Элла выкручивается, как бы ей не подчинятся буквальным приказам окружающих. В книге, кстати, в отличие от фильма-большого путешествия по стране, большая часть событий происходит в частной школе-пансионе, где учится Элла по настоянию отца, и сражается с ужасными девчонками, которые ее подвергают всяческим унижениям – вот тебе и пример романа воспитания «выжить в школе».

Самая красивая

Купить на Ozon.ru • 205 руб. Купить в Лабиринте • 179 руб.

 

В «Самой красивой» нам представлено королевство Айорта, в котором больше всего на свете в человеке ценится его… голос – в королевстве все обожают петь; песней выражаются и радость, и горе, и песней же можно излечить и убить человека. Главная героиня сказки – приемная дочь держателя гостиницы – Эза – прекрасно поет, восхитительно. Но при чудесном голосе она некрасива – мало того, еще и высоченная, и крепкого сложения, так что незаметной ей не прошмыгнуть, каждый на нее оглядывается с мыслью: ну и страшная же девица. Эза оказывается хитросплетениями сюжета при дворе, в свите молодой красивой невесты короля. В аннотации написано, что главное в том, что у королевы есть зеркало, в которое Эза нечаянно смотрится и видит себя красивой – и ей отчаянно хочется быть красивой, а тут еще королева делает Эзе предложение, от которого нельзя отказаться, иначе голова с плеч; но книга получилась совсем о другом – да, мотив красоты внутренней и внешней сюжетообразующий, но Эза уже с самого начала «самая красивая», принц недвусмысленно говорит ей об этом, его не волнует, что у нее там с волосами и ресницами и маникюром, – ей просто нужно выпутаться из всех этих интриг. Поверить в свои достоинства и не дать себя использовать, преодолеть все чары и низкую самооценку – вот основной мотив книг Ливайн.

Две принцессы Бамарры

Купить на Ozon.ru • 198 руб. Купить в Лабиринте • 185 руб.

 

Принцесса с низкой самооценкой появляется и в третьей книге – «Две принцессы Бамарры». Эделина – трусиха, каких мало, пауки отравляют ей жизнь, а вот ее сестра, Мэрил, с детства сражается с воображаемыми драконами и великанами, и ищет лекарство от загадочной «серой смерти», фирменной болезни в королевстве. Но лекарство искать придется заячьей душе Эделине, потому что Мэрил заболеет. Когда же Эделина «станет мужиком» – тогда и найдется лекарство. Вот такой поворот сюжета, очень предсказуемый в эпоху радикального феминизма. Принцы уже не нужны вообще – сами принцессы всех спасут: любимых, принцев и всё королевство. Но принцы у Ливайн хорошие – добрые парни, не боящиеся предрассудков и мнения окружающих, качественные такие принцы действительно, славные трагикомические персонажи.

Самое важное в книгах Ливайн – они не проходные. Чтобы вам там не писали взрослые девушки в своих рецензиях – «я всё сразу угадала». Детская книга – для детей. Взрослые часто «подсаживаются» на детские книги, они очаровывают не меньше детективных и любовных романов, задурманивают голову своей доступностью, а потом доступность начинает раздражать – ой, какая скучная, ой, какая простая, дайте что-нибудь скандинавское глубокое, философское, чтобы «взлететь». У детей детские крылья, голубиные, маленькие – они только учатся летать. Каждая книга для них – это новое. Они только наращивают читательский опыт.

Сказки Ливайн – сказки, не нужно ждать от них языка Набокова, символики Уайлда; а вот толстовский-достоевский-ницшеанский подтекст и здесь – то, что не убивает, делает нас сильнее, люблю истину, красота спасет мир. Только дети это уже знают, а потом, становясь взрослыми, забывают. И только маленькая принцесса внутри нас всё помнит – ее только надо воспитать в себе, пусть и смешными счастливыми в итоге «сказками наизнанку» американки Ливайн. И однажды принцесса напомнит, когда будет сложно – как выстоять невзгоды, как победить дракона, как спасти принца и всё королевство – всё возможно, когда ты принцесса, когда ты победила сама себя.

Мы в Vkontakte                           Мы в Facebook

 

 


Другие статьи:

 
О чем не принято говорить с детьми

Книга может стать поводом к важному и необходимому разговору с детьми о первом сексуальном опыте
читать далее »

 
Зверобуквы: играть, чтобы читать

Наконец-то творческая группа «Банды умников» решила обратить внимание на другие области знания и порадовала поклонников новой игрой «Зверобуквы».
читать далее »

Идеальное платье для вашей фигуры

Именно сейчас самое время заполнять свой гардероб нужными вещами. Например, подобрать хорошо сидящий по фигуре жакет, блузу или платья, но только такие платья, которое действительно будет идеальными именно для вас
читать далее »

Любимые сандалии

Удобство – первостепенное требование для летней обуви. Далее идет, конечно же, красота! Если выбирать по этим двум параметрам, то нет более востребованной обувки, чем сандалии! А если прибавить к этому, что они, сандалии, особенно демократичны и «встраиваемы» почти в любой комплект, то равных им найти трудно.
читать далее »

5 must-have вещей для молодых мамочек

Если сейчас вы находитесь в декретном отпуске и в ближайшее время не собираетесь выходить на работу, то стоит сформировать новый гардероб. При этом следует знать основные правила…
читать далее »