В последнее время едва ли не самым популярным видом развивающего дидактического пособия для детей стали карточки с изображениями предметов и явлений. Знаете ли вы об основных принципах занятий с карточками?

Эти карточки выпускаются различными издательствами как часть учебно-методических комплексов, отдельными наборами, а многие мамы делают их самостоятельно, распечатывают на принтере найденные в интернете изображения или вырезают картинки из журналов и книжек. Как правило, на карточке размещено не только изображение, но и подпись к нему, чтобы уж развивать – так развивать со всех сторон – сразу повышать уровень эрудиции и осваивать чтение по складам. Действительно ли эти карточки так полезны для развития ребёнка или же способность двухлетнего малыша отличать изображение верблюда от изображения бензовоза на небольших квадратиках из картона не так уж принципиальна для развития? Попробуем разобраться.

Вообще, когда речь идет о каких-то развивающих занятиях с ребенком, в частности, о раннем развитии, следует учитывать, что:

      • Самый главный вопрос уместности любых занятий с малышом – это не «рано» или «не вовремя», это «с интересом и удовольствием» или «с отвращением». Что до пользы или вреда раннего развития для ребенка, то по этому поводу нет единой точки зрения даже у самых умных ученых. Ни одно занятие не будет вредным или излишним, если родитель целенаправленно и с удовольствием берется чему-то обучать ребенка, а ребенок с тем же удовольствием интересуется и воспринимает. Даже если малыш и не выучит ядерную физику в 6 месяцев, это в любом случае одна из форм общения и заботы, а много общения и заботы не бывает! Другое дело, если ребенок не испытывает от занятий никакого особенного удовольствия, а взрослый упрямо навязывает «полезное дело», в этом случае можно говорить о том, что вредно и неправильно так рано учить ребенка читать, кувыркаться, петь оперу, стоять на голове.
      • В любом развитии, любом полезном занятии важно иметь чувство меры. Любое знание и умение, как и процесс его обретения, имеет две стороны – положительную и отрицательную. Научившись читать, можно испортить глаза и разучиться интересоваться реальной жизнью, слишком пристальный интерес к сидячим занятиям аукнется слабыми мышцами и сколиозом, а чересчур активное вовлечение в спорт – травмами и нехваткой времени на дела интеллектуальные.

Оба эти принципа относятся к занятиям с бумажными карточками точно так же, как и к любым другим занятиям.

Так что же карточки? В некоторых методиках раннего развития карточкам и работе с ними отводится одно из ключевых мест. Например, в методике Глена Домана взрослый должен несколько раз в день демонстрировать ребёнку различные карточки, действуя в строго определённом регламенте (задано время демонстрации, размер карточки, размер изображения, частота показа и прочие параметры). Но далеко не все мамы выдерживают многочисленные требования определённой методики. Обычно они просто приобретают или делают карточки и занимаются по ним с ребенком так, как им обоим удобно.

Карточки бывают самых разных видов и назначений. Например, грудным младенцам, таким, которые еще не умеют держать голову и даже фокусировать взгляд, демонстрируют чёрно-белые, контрастные изображения большого размера. Обычно их вывешивают на стенку или одну из спинок кроватки и кладут ребенка таким образом, чтобы он мог их разглядывать. Изображения время от времени меняются. Есть мнение, что эта зрительная стимуляция помогает ребенку раньше научиться фокусировать взгляд, его мозг развивается быстрее.

От контрастных чёрно-белых изображений постепенно переходят к контрастным цветным простым картинкам, не переполненным деталями. Чем ребенок старше, тем сложнее ему предлагается картинка и тем меньше сама карточка с картинкой. В дальнейшем ребенку предлагаются различные тематические наборы карточек с изображением предметов, букв, цифр, форм, репродукций шедевров итальянского Возрождения и вообще всего, что только можно изобразить. Мамы очень по-разному занимаются с карточками.Некоторые ограничиваются обычным просмотром карточек: показывают ребенку картинку, называют её, дают небольшой комментарий («Это собака. Она говорит: гав-гав. Она живет вместе с человеком»). Другие мамы придумывают разнообразные игры с карточками: предлагают составить группу, найти лишний предмет, играют с магазин, в котором карточки являются товарами, а разные игрушки должны их покупать, предлагают запомнить ряд, закрыть глаза и затем сказать, какое изображение в ряду пропало. Нередко детям просто нравится перебирать любимые изображения (картинки с машинами или разными животными) и по-своему их раскладывать.

Хотя сама идея обучения с помощью карточек является очень популярной, об этом свидетельствует хотя бы невероятный рост тиражей изданий, вроде «Мир на ладошке», у неё появилось немало противников. Молодые мамы небезосновательно считают, что гораздо полезнее рассмотреть предмет в реальности, соотнести его с естественным окружением, а ещё лучше заодно потрогать и услышать. Другими словами, наблюдение за живой собакой на улице или живыми рыбками в аквариуме куда полезнее и способно дать более глубокие и верные знания об окружающем мире, чем рассматривание плоских изображений рыб и собак на маленьких карточках. Кроме того, карточки искажают представления ребёнка о реальных размерах объектов: кит и улитка на картинках зачастую одного и того же размера, и никак не показано соотношение размеров, да и других параметров тоже (твёрдый, мягкий, гладкий, шершавый, склизкий, тяжелый…). Ещё одним распространённым аргументом является убеждение в том, что развитие эрудиции, увеличение знаний о фактах и явлениях окружающего мира – это тупиковый путь развития ребёнка, не стоит тратить его время на рассматривание на карточках всех животных Австралии или других вещей, которых он никогда не увидит. Гораздо полезнее заняться тренировкой логики, творческих навыков, развитием элементарных математических представлений. Другими словами, заниматься со счётными палочками, рисовать и строить из кубиков – занятие куда более полезное и подходящее к определению «раннего развития», чем перебирание картинок на карточках.

Несмотря на эти аргументы, число «сторонников» карточек всё растёт. Чему ребёнок учится, благодаря карточкам?

        • Работа с карточками хороша для развития речи. За живой собакой интересно наблюдать молча, а не обсуждать её вид, более того, у маленького ребёнка она скорее провоцирует разные эмоции, чем желание обсудить, сколько у неё лапок и какого цвета шерсть. А вот изображение на карточках статично, не меняется, так что, пожалуй, единственный вариант интересно провести с ним время – это обсудить его. И тогда вы можете считать лапы, придумывать псу имя и так далее. Кстати, чтобы карточки давали более верную информацию об окружающем мире, формировали полноценную его картинку, надо постараться найти и предложить ребёнку максимальное разнообразие изображений одного и того же объекта: например, 20 разных собак.
        • Занятие с карточками способствует развитию абстрактного мышления. Работа с карточками – это развитие умения воспринимать плоское изображение, которое куда менее информативно, чем объёмное или сам объект. На основе той незначительной информации, которая представлена на маленькой карточке, мозг ребёнка учится достраивать всё остальное – вспоминать все характеристики нарисованного объекта, а это непростая работа для мозга малыша. Иначе говоря, думать, например, о лошади «по картинке» в некоторой степени более сложно, чем наблюдать за этой самой лошадью в режиме реального времени. Умение работать с плоским изображением необычайно полезно хотя бы потому, что отчасти на нём (а ещё на умении хорошо и бегло читать) выстроено всё наше образование.
        • Карточки с изображениями – это начало пути настоящего сказочника. Сначала ребёнок учится по ним узнавать вещи, потом старается описывать их, и, наконец, сочинять. Скорее это не естественный процесс, а тот путь, на который малыша может натолкнуть взрослый, задающий тему и направление занятия.

В заключение добавим, что не очень правильно противопоставлять познание окружающего мира на собственном опыте и его изучение с помощью дидактических пособий. Гораздо вернее их сопоставлять, поскольку они дополняют, но не заменяют друг друга. И конечно не стоит воспринимать карточки в качестве главного и основного пособия для развития ребёнка, отчасти потому что развивать малыша следует во всех возможных направлениях, а ещё потому, что для маленького ребёнка практически любое дело и почти любой объект являются вполне полноценными развивающими пособиями.


Другие рецензии на дидактические пособия:

Физика для дошкольников

Автор пытается охватить довольно сложные, разнообразные темы, соотносить теоретический материал с практическим опытом, показать на конкретных примерах, как происходит то или иное явление.
читать далее »

Повторяем математику в начальной школе

Часто после каникул ребёнок как будто забывает всё то, чему научился, и перед родителями встаёт задача как-то по возможности быстро помочь ребёнку вновь обрести растерянные за время отдыха навыки. читать далее »

Развитие ребёнка: как решать задачки?

Книжки издательства «Карапуз» серии «Как решать задачки» для детей 5-8 лет
читать далее »