У нас сегодня четвертая часть рассказа о чтении в больнице и третья ступенька. Так уж получилась. Зато это очень важная ступенька, ответственная. Если мы вспомним все предыдущие шаги, то увидим, что там мы пытались защититься от агрессивной и чужой больничной среды. Но человек – не черепаха, к пассивной защите природой не приспособлен, так что пора и сдачи дать! В наступление, ура!

Ой, нет, пока не ура. Наступление – это ж не просто вперед, на лихом коне. Дело серьезное, надо все резервы подтянуть, цель обозначить, стратегию разработать. Так что этим мы сегодня и займемся.

И начнем с цели.

С чем воюем? Мы же в больнице, правильно? А значит – что-то болит. Болезни разные есть, конечно, но очень часто болит в самом прямом смысле этого слова. Больно. И эту боль нужно, необходимо убрать. Ну жить же невозможно! Вот и цель, ага?!
И да, и нет. Мы же, все-таки, о библиотерапии говорим, а не о хирургии с анестезией. Работа с болью в библиотерапии есть, есть приемы, методы. Но дело в том, что как раз этот участок работы плотно завязан на профессионала-библиотерапевта, на контакт, на личную работу с пациентом-читателем. По сути, там используются обычные психотерапевтические приемы вместе с медиативными техниками и они далеко выходят за рамки наших разговоров в рубрике. То есть, цель-то есть, но взять ее подручными средствами не получится, а значит и говорить не о чем.

Другое дело – больничный быт, выражаемый после шока первых дней пребывания на койке одним-единственным емким словом: скука. Больничная скука – вещь страшная. Здесь складываются все «прелести» пребывания в казенных условиях, в замкнутом пространстве, в случайно собранном коллективе, от психологической неустойчивости от неуверенности в будущем и масса всего еще. Таким образом, борьба с больничной скукой – это борьба за личность ребенка, за его психическое здоровье, которое явно и прямо отражается на здоровье физическом.

А если человеку скучно, его нужно что? Первый ответ – развеселить. И он, в общем-то, довольно верный. Действительно, веселый и «позитивные», как сейчас принято говорить, книжки – необходимейшая вещь в больнице. Хорошая доза смеха еще никому не вредила. Значит, кладем на тумбочку или кидаем на «электронку» что-нибудь веселое? Кладем и кидаем, однозначно! Но вот что из веселого выбрать? Правдивые до абсурда рассказы и стихи Артура Гиваргизова? Документальные и фанстасмагоричные повести Станислава Востокова? Фантастические истории Светланы Лавровой? Философские сказки Сергея Седова? А ведь есть еще и переводы, и классика – целые шкафы и стелажи умных, добрых, веселых книг! Нет, понятно, что если маленький пациент уже «зафанател» от какого-нибудь автора, то ему этого автора только и надо. А если в первый раз видишь?

Какого-то особого принципа подбора тут нет, берите то, чему сердце улыбнется. Но если чувствуете себе немножко буридановым ослом – ну, все нравится! – проще всего поступить по методу «далекое-близкое». Метод очень прост: выбирается книга, которая по героям, месту действия, образу жизни персонажей максимально далека от реалий «здесь и сейчас». Проще говоря, если в одной книжке действие происходит за школьной партой, а в другой – за такой же партой, но на Каймановых островах, то берите острова. Чем ярче, удивительнее и необычнее «фактура» – тем лучше результат.

А вот теперь – обратите внимание! Этот метод работает не только в пространстве, но и во времени. Дело вот в чем: вырванному из обычного быта ребенку уже собственная школа через неделю две покажется чем-то странным, необычным, далеким. Он уже привык к больнице. И вот тут Каймановы острова потеряют часть своей прелести, а обычный школьный стул с родными сердцу царапинами «Серый – коз…» заиграет новыми красками. Когда еще на него опять «приземлишься», эх! Так что метод-методом, а убегать от реальности нужно правильно: туда, где ты дома.

Но смех – дело нужное и полезное, только скука больничная так просто не сдается. Ничего, есть и другие методы! Не зря же почти в любой больничной палате, едва погаснет после «отбоя» свет, раздается что-нибудь вроде «А про мертвецов в метро знаете, нет?». Не знаете?! Ну, тогда до встречи на следующей неделе. (Тут зловещий смех: муа-ха-ха!)

Мы в Vkontakte                           Мы в Facebook

 


Другие рецензии :

Книжная микстура. Книги на больничной тумбочке. Часть третья

Мы продолжаем разбираться в вопросе, что же лучше почитать человеку в больнице.
читать далее »

Книжная микстура. Книги на больничной тумбочке. Часть вторая

Дети и подростки читают в больнице чаще и активнее, чем их сверстники в более благополучных условиях. Однако, что же они читают? Что им предложить?
читать далее »

Книжная микстура. Книги на больничной тумбочке. Часть первая

Непростой разговор о больнице и о книжках в больнице…
читать далее »