Здравствуйте! Мы продолжаем нашу рубрику. Сегодня у нас 13 ноября, Международный день слепых. Вот о об этом-то мы и поговорим.

Казалось бы: библиотерапия и слепота. Какая связь?! Чем тут поможешь?! Но, к счастью, помочь есть чем.

Во-первых, слепые и слабовидящие тоже читают. Тут большинство сразу вспомнит шрифт Брайля, конечно. Но книги для этой категории читателей одним Брайлем, великим и ужасным, совсем не ограничиваются! Собственно, напечатанные шрифтом Брайля книжки входят в большое семейство тактильных изданий. То есть книг, которые можно воспринимать на ощупь. Что это может быть? Да что угодно! Рельефные иллюстрации, например, когда контуры можно пощупать. Вырубка – когда страницы книг сами представляют из себя нечто функциональное («Муха- цокотуха» со страницами в виде самовара, например). Объемный рисунок и иллюстрации с перспективой – когда книжка раскладывается, страницы разгибаются и предстают в виде, скажем, замка или динозавра. Тактильно-материальные иллюстрации – когда в книге можно почувствовать мех котенка, кору сосны или иглы ежа.  А ведь все это только одно чувство из оставшихся у слепого – осязание.

А ведь есть еще и слух. И кроме всем известных аудиокниг, существуют и книги с вмонтированными звуковыми чипами.

И обоняние не забыто! Есть книги с запахами! Вот разве что книг со вкусами я еще не встречал. Но – почему бы нет?

Во-вторых, таким людям, слепым и слабовидящим, читать, как ни странно, нужно даже больше, чем их здоровым сверстникам. Дело в том, что у них и так сильно ограничено восприятие мира, и тут чтение, чтение в любых вариантах, является необходимейшим витамином интеллекта. Да и, кроме всего прочего, о прочитанной (или прослушанной) книге можно поговорить, причем – поговорить на равных. Что для человека растущего важно чрезвычайно.

А, в-третьих, библиотерапия занимается проблемами слепых и слабовидящих не только придумывая книги для них, но и помогая специалистам. Если вы каким-то боком касаетесь этой темы – не поленитесь найти и почитать (если уже не) трехтомник под общим названием «Перкинс школа» (Вот данные первого тома: «Перкинс Школа: руководство по обучению детей с нарушениями зрения и множественными нарушениями развития. Часть 1. Методические основы.» – М.: изд. Тенериф, 2011) Это опыт одной из старейших школ США для слепых детей и он стоит того, чтобы его изучить.

Ну, и в заключении, пара конкретных советов. Во-первых, посмотрите на работу благотворительного фонда «Иллюстрированные книжки для маленьких слепых детей». Там работают не только энтузиасты, но специалисты своего дела, так что познакомиться с ними будет совсем не вредно.

Ну людям постарше, тем, кто уже практически взрослый, рекомендую обратиться в ближайшую библиотеку для слепых и слабовидящих и попросить у них послушать диск (или флешку) с очень интересным и уникальным проектом «Голос писателя». Что это такое? Это современные (что очень важно!) российские детские писатели,  которые читают собственные тексты. Тоже современные и свежие, только вот из-под клавиатуры. А потом, записав в файлы, бесплатно распространяют по специализированным библиотекам. Проекту уже не первый год, там «засветились» такие прекрасные авторы, как Артур Гиваргизов, Сергей Седов, Андрей Жвалевский и Евгения Пастернак, Ая эН… Да всех не перечислишь. Слушайте на здоровье!