Жанр: книжка-картинка
Тематика: антифашистская новелла
Ключевые слова: домашние животные, равнодушие, фашизм, тоталитарное государство
Знания и навыки: Книга показывает бесчеловечность и несправедливость тоталитарного режима на понятных примерах. Если на твоих глазах творится несправедливость и зло со стороны государства, нельзя оставаться в стороне, говорит автор, потому что в случае полной победы этой несправедливости, поплатятся все.
Для какого возраста: от 10 лет
Для чтения родителями детям

 

Купить на Ozon.ru • 268 руб. Купить в Лабиринте • 301 руб.

Книги серии «Открытый диалог» издательства КомпасГид – не простые, они созданы не для того, чтобы развлечь ребёнка или дать ему практические знания и навыки, они призваны стать основной сложного серьёзного разговора родителей с ребёнком или педагога с аудиторией подростков, заложить базовые основы мировоззрения, помочь сформировать верные идеалы и ценности. Именно поэтому любую книгу из этой серии сначала лучше прочитать взрослому, соотнести её посыл с собственными представлениями, а после уже продумывать, каким образом выстроить разговор с ребёнком на эту тему? Дискутировать с автором или подтверждать его правоту?

К декабрьской книжной ярмарке в серии вышла четвёртая книжка. Нам уже предлагалось с помощью книг, созданных в жанре книжки-картинки, поговорить с детьми о смерти, о школьном буллинге, об атомной бомбе. В новой книге Франка Павлоффа «Коричневое утро» речь идёт о тоталитарном государстве и о личности в системе этого государства. Автор, француз, сочинил свою историю про государство, в котором всё постепенно делается коричневым, в 1998 г., с тех пор она издана множество раз. Россия – 26-я страна, в которой выходит книга.

Мы знаем, что коричневый – непростой цвет. Если в XIX в. он ассоциировался с сытым и благополучным бюргером, то XX век полностью сместил акценты: коричневый – цвет фашизма, а «коричневорубашечники» – неофициальное название нацистов, ведь штурмовики СА носили коричневую форму. Но история эта не только о немецком национал-социализме. В ней вообще не идёт речи о конкретной стране, месте на карте, историческом периоде… Уж мы-то знаем, что мало кто застрахован от опасности вдруг оказаться гражданином государства, в котором всем вдруг нужно носить коричневое или там красное, читать только то, что разрешено и садиться в тюрьму за чтение запрещённого, дружить с тем, с кем можно дружить и сторониться того, кто сам сторонится «коричневого».

В такой же ситуации оказались и герои книги. Сначала были запрещены домашние животные всех цветов, кроме коричневого. Затем – книги и газеты, где не шло речи о коричневом. После виновными были объявлены все, кто раньше, ещё до принятия «коричневых декретов», держал дома чёрно-белых кошек или читал не те газеты.

В самом начале истории друзья живут как жили – встречаются, пьют пиво, ходят на скачки и вовсе не помышляют о протесте или просто об обсуждении несправедливости декретов. Философски относятся к гибели своих «неполиткорректных» домашних животных. Смеются над запрещением всех газет, кроме одной. Пока одного из приятелей не арестовывают за то, что раньше у него была чёрная собака…

«Всю ночь я не сомкнул глаз. Я должен был сразу отнестись с недоверием к Коричневым, как только они подсунули нам свой закон о животных. В конце концов, у меня был чёрно-белый кот, а у Чарли – чёрный лабрадор, мы должны были сказать «нет». Сопротивляться дальше, но как? Время летит: работа, каждый день какие-то дела. Другие тоже опускают руки, чтобы их оставили в покое, разве не так?»

В предисловии к книге процитировано известное стихотворение Мартина Нимёллера «Когда они пришли…» Это не случайно – посыл книги и вывод, который следует из неё, вполне соотносится со стихотворением. Если не сопротивляться, если допускать беззаконие и несправедливость, если позволять государству требовать, чтобы «все были одного цвета», то в итоге несправедливость восторжествует, страх и вина накроют тебя, а государство накажет, поскольку наказывает оно всех.

В отличие от многих переводных книжек-картинок, которые повторяют внешний облик своих иностранных собратьев, эта книга в разных странах выглядит по-разному. Например, во Франции это – маленькая книжечка без картинок стоимость в 1 евро. Выходили и разнообразные иллюстрированные издания. В России книга вышла с иллюстрациями российского художника и мультипликатора Л.Шмелькова. Картинки очень удачно соответствуют тексту: с каждым последующим разворотом количество коричневого цвета на иллюстрации всё увеличивается, пока к концу книги, когда герой поглощён страхом и отчаянием, коричневый не занимает всё пространство.

Нужна ли детская книга о фашизме и о тоталитаризме вообще? Безусловно нужна, пока существует такая опасность (а она существует всегда), существует и необходимость прививки от такой опасности. Правда здесь сразу же стоит сделать оговорку о том, что «детская книга» в данном случае не значит книга для трёх- или пятилетнего ребёнка, стоит внимательно присмотреться к возрастным рекомендациям перед тем, как читать.

Если говорить о нравственных оценках, к которым автор приводит читателя, то с ними всё в порядке. «Коричневый» (как и любой одноцветный) мир – страшен и бесчеловечен. Другая сторона медали в том, что информация о появлении, о механизмах и способах воздействия тоталитарного государства на личность показана весьма однобоко. Да, рассуждает герой, наверное, надо сопротивляться, а у нас работа, у нас – развлечения. Но мы-то знаем, что причины тоталитаризма не только в индивидуальном страхе перед власть имущими и равнодушии отдельного человека, корни его куда глубже и сложнее, заключены не только в личностных характеристиках, но и в социальных и культурных процессах, имеющих отношение ко всему обществу. Автор конечно совершенно не обязан создавать всесторонний трактат на темы тоталитаризма, но о том, чтобы обсудить проблему с разных сторон и точек зрения стоит подумать взрослому, который будет читать и обсуждать эту книгу с подростками.

Ф. Павлофф. Коричневое утро. – М.: КомпасГид, 2011. – 32 с., ил. ISBN 978-5-904561-64-2