Нейробиологи из университета Чикаго обнаружили специфические маркеры в головном мозге, которые отвечают за предполагаемую щедрость у детей. Эти образования связывают как с социальными, так и моральными характеристиками.

Существует много типов просоциального поведения. Хотя маленькие дети по натуре своей помощники, их взгляды на то, что надо с кем-то делиться своими вещами, могут быть довольно эгоистичными. Эксперты решили выяснить, как детский мозг оценивает ситуацию, когда необходимо проявить щедрость. В данном исследовании щедрость представлялась модулем моральных поступков. Работа будет опубликована в январе 2015 онлайн, в журнале Current Biology.

Один из авторов исследования заметил, что известно, что щедрость развивается по мере взросления ребёнка. Нейробиологи доселе не измеряли механизмы, которые руководят этим развитием. Результаты проведённого исследования показывают, как дети проявляют сначала автоматические, а позже уже более контролируемые паттерны нейронных реакций, когда наблюдают сценарии, демонстрирующие примеры пагубного либо содействующего поведения. Вот эти контролируемые реакции и есть предтеча щедрости у детей.

В ходе исследования у 57 детей в возрасте от 3до 5 лет фиксировались результаты электроэнцефалограммы и движения глаз во время просмотра анимированных роликов, демонстрирующих просоциальное и антисоциальное поведение персонажей, которые либо ранили друг друга, либо как-то друг другу помогали. Затем дети участвовали в модифицированной версии сценария «диктаторская игра». Им давали десять наклеек и говорили, что можно оставить их у себя. Затем спрашивали, хотят ли они поделиться какими-то из наклеек с незнакомым ребёнком, который придёт позже.

У детей было две коробки, одна для себя, вторая – для того самого незнакомого ребёнка. Чтобы избежать предвзятости, экспериментатор отворачивался, пока дети решали, будут они делиться или нет, и сколькими наклейками поделятся. В среднем, дети делились не более, чем двумя (по статистике, 1,78 из 10). Не наблюдалось никаких различий, связанных с полом или возрастом детей, участвовавших в эксперименте. Но выяснилось, что характер просмотренного накануне ролика влиял на дальнейшие поступки ребёнка.

Эксперимент показал, каким образом головной мозг ребёнка обрабатывает ситуации морального выбора, представленного в описанных выше сценариях, а так же прямую связь этих мыслительных процессов с фактическим просоциальным поступком (попытка делиться наклейками). «Результаты проливают свет на теорию морального развития, документируя автоматические и когнитивные нейронные процессы, являющиеся основами морального поведения у маленьких детей», как сказано в докладе экспертов.

С помощью ЭЭГ были обнаружены доказательства того, что дети демонстрируют ранние автоматические реакции на сценарий с моральной нагрузкой, который потом преобразуется в уже контролируемом поведении.

Таким образом, проведённое исследование предлагает идею о том, что поощряя детей реагировать на поступки других, можно развивать в них щедрость и благодушие, утверждают учёные, проводившие эксперимент.

В данный момент проводятся эксперименты с целью выяснить, проявляются ли эти такие же нейронные маркеры у детей в возрасте от года до двух.

Источник