О детском чтении написано очень-очень много всего полезного. “Что читать” и “зачем читать”, каких авторов и какие книги. А вот вопрос – “Как читать”?

Как нравится читать детям, точнее, как детям нравится, чтобы им читали?

Безусловно, с выражением и в лицах, а еще лучше, прямо по ролям и разными голосами. Но это для работающе-устающих мам и пап вечером дело нелегкое. Прямо скажем, часто невыполнимое. Тут лишь бы оттарабанить положенные 5-10 страниц “родительского долга” и баиньки.

Но, честно говоря, толка и интереса от маминого монотонного чтения себе под нос маловато. Для детей 2-6 лет лучше уж 5 страниц качественно и с выражением, чем 20 кое-как. Поверьте, усилий приложите одинаково, а результат в первом случае намного лучше. А может, еще и в раж войдете, и кроме “Колобка” еще и “Курочку Рябу” сбацаете и аплодисменты сорвете.

В любом случае, тут как ни крути – хочешь, чтобы ребенок интересовался книгами – читай так, чтобы было интересно! Это первое правило, которое, у меня, кстати, проблем не вызывает.

Проблемы у меня со вторым пунктом: дети очень любят, чтобы им перечитывали много-много раз. Ладно еще стихи. Но вот проза! Сказки!
И здесь я начинаю закипать: ну что там непонятного? Ну что там такого интересного? Ну не могу уже трех поросят на сто девяностый раз читать! Не могу!
Мы ведь, взрослые, как читаем? Быстро! Прочитал, узнал, кто убийца – и все. Баиньки. Ну перечитываем, конечно, иногда что-то из любимого, “вечного”, так сказать, но чаще перечитываем то, что полезно и нужно нам в данный момент для дела.

А у детей все по-другому.

Первый раз – для ознакомления. И если старшая дочь сразу схватывала сюжет и запоминала у какого из поросят какой домик, то вот среднему нужно было раза три прочесть, чтобы он уяснил себе, что поросят вообще-то трое (спрашивается, название вообще к чему?), и в каком порядке они бегут в чей домик.
Все. Уяснили, поняли, мораль сказки тоже определили. Давайте теперь “Маугли”?
Нее-ет. Дружно требуют “Трех поросят”!
Сдаюсь и читаю. Почему?

Потому что маленькие дети все учатся делать “повторением”. Только повторяя много-много раз, они запоминают.
Только запомнив сюжет и узнав всех героев после нескольких прочтений, они обратят внимание на какие-то мелкие детали, которые мы, взрослые, схватываем сразу, либо вообще не замечаем, отметая как несущественные.

Только после нескольких прочтений мозг ребенка сможет сложить целостную картину сказки и установить причинно-следственные связи: что за чем следует и почему. Эта внутренняя незаметная работа очень необходима, ребенок незаметно учится ее делать с помощью ваших перечитываний, чтобы потом этот сложный процесс происходил автоматически.

Кроме того, перечитывая понравившуюся сказку, ребенок сближается с ее персонажами, они становятся уже родными, уже “его”, он знает всю их историю. Они ему нравятся, и ребенок начинает фантазировать, придумывать что-то про них, додумывать какие-то детали, рисовать их, лепить, играть с ними уже в другие игры. То есть идет бурное развитие фантазии и той самой, так часто необходимой взрослым, креативности.

Ну и напоследок очевидное – память. Тут польза обоюдная, потому что после пятьдесят девятого раза вы точно уже все вместе можете рассказать прочитанное хором и наизусть!