Мы уже рассказывали о начале сотрудничества нашего сообщества с журналом «Игры и Игрушки». Первая часть статьи от Fly-Mama появилась на страницах апрельского номера (№2-2012) и была посвящена игровым карточкам, ее продолжение уже можно прочитать майском выпуске. И только в нашем сообществе мы публикуем ее полностью. Ждем ваших отзывов и комментариев!

Журнал «Игры и Игрушки» — это молодой журнал, призванный помочь родителям детей всех возрастов ориентироваться в мире детских игр. Помимо нашей статьи в журнале можно найти много интересного, включая бакуганов, робозавров и флорбол!


 

Настольные игры для начинающих сказочников

Даже если у ребёнка большой словарный запас, зачастую ему не так-то просто выполнить задание, в котором требуется сочинить и рассказать или написать историю, сказку, просто связно изложить собственные впечатления. К счастью, в форме игры можно отработать и усовершенствовать любой навык, главное – выбрать подходящую игру.

С помощью таких игр ребёнок тренирует речь. Также в этих играх развивается фантазия, абстрактное мышление, активно включается психо-эмоциональная сфера, так что можно говорить о том, что появляются навыки ораторского искусства, и растёт уверенность в себе и своих способностях. Конечно данные игры имеют свою специфику и не обязательно навык игры по картам Проппа предполагает, что малыш легко и просто составит описательный рассказ по картинке с изображением природы. Хотя он совершенно точно составит его лучше и быстрее, чем такой же ребёнок, который ни в карты Проппа, ни в Игросказ, ни в другие импровизационные игры никогда не играл.

Делаем настольные игры по рецепту Джанни Родари

Впрочем, не будем забегать вперёд! Наоборот, заглянем немного назад, в 1974 год. Дело в том, что именно тогда Джанни Родари выпустил удивительную книгу «Грамматика фантазии» с подзаголовком «Введение в искусство придумывания историй». Эта книга – настоящий сборник рецептов для родителей и представителей всех профессий, работающих с детьми. Рецепты не о том, чем кормить и как лечить, а рецепты развития фантазии и творческого начала в ребёнке. Поскольку Родари не живописец, не скульптор, а писатель, то и рецепты его основаны в первую очередь на средствах языка, работе со словом и выдумывании историй. В книге описаны случаи из жизни, игры, методические рекомендации и собственные наблюдения автора, истории возникновения сказок самого Родари… Очень насыщенная книга, которая способна убедить в пользе сказок даже самого скептичного реалиста. Ведь владение речью и умение нестандартно выдумывать пригодится вовсе не только мечтателю-фантазёру!

«Грамматика фантазии» очень быстро была переведена и издана в России, и с тех пор неоднократно переиздавалась. Последнее переиздание вышло совсем недавно – в 2011 г. издательство «Самокат», к радости родителей и педагогов, вновь выпустило эту книгу в серии «Самокат для родителей». Вместе с книгой к нам пришли и игры, придуманные Родари, – игры, которые помогают придумывать сказки.

Одна из игр, придуманных Джанни Родари, основана на теории русского исследователя-фольклориста В. Я. Проппа. Пропп, анализируя сюжеты народных сказок в своей работе «Морфология сказки» и других научных трудах, определил, что функции действующих лиц постоянно повторяются во всех народных сказках. Число этих функций всегда ограничено, а последовательность их в сказках одна и та же. В. Я. Пропп выделил всего 31 функцию, среди которых есть такие как «отлучка кого-нибудь из членов семьи», «запрет, обращённый к герою», «нарушение запрета», «свадьба героя» и другие.

Джанни Родари взял на вооружение карты Проппа и предложил использовать их в качестве игры. Он сократил число функций до 20 наиболее общеупотребительных в сказках – «предписание или запрет», «волшебные дары», «борьба» и прочие. Дальше встаёт вопрос: а как играть? Взрослому человеку сразу понятно, что на основе этих функций, их сочетания и последовательности, можно выстроить бесконечное множество сюжетов, но ведь стоит задача организовать игру с ребёнком или с группой детей. Самый простой и логичный способ – это самостоятельно сделать игровое пособие из картонных карточек. Если дети уже умеют читать, тогда можно просто написать сверху названия функций. Если же нет, то можно слова заменить иллюстрациями или символами, будет даже интереснее, если символы будут придумываться вместе с ребёнком. Далее можно начинать игру!

Родари не предлагает какой-то единственно верной методики работы с картами Проппа. Можно использовать все двадцать, можно доставать на выбор любые три карты и придумывать историю, опираясь на них. Также возможно играть вместе, выкладывая карты на стол по очереди и продолжая историю, начатую предыдущим игроком. Такая игра очень вариативна и её можно приспособить ко вкусам и уровню развития практически любого ребёнка.

«Карты Проппа», предложенные Родари, – это настоящий «сказочный конструктор» (или ещё одно определение, которое мне понравилось – «руководство по приготовлению сказочных салатов»). В заключение стоит конечно добавить, что понятной и доступной эта игра будет не всякому ребёнку, а только тому, который вполне ознакомился со сказочной традицией, слушал или сам читал волшебные сказки своего народа, а также зарубежные волшебные сказки. Это значит, что самый младший из возможных возраст игры участников – это старший дошкольный, а оптимальный возраст для игры – 7-10 лет.

Эта игра – не единственный интересный «конструктор», предложенный Родари в чудо-книжке. Другая игра, на которую стоит обратить внимание – «карты Пассаторе». Джанни Родари не является её автором, он только описывает её и даёт рекомендации по наилучшему использованию игрового материала с детьми. Данная игра была придумана Франко Пассаторе и его друзьями из ансамбля «Театр – Игра – Жизнь». Задача здесь тоже состоит в том, чтобы придумать рассказ, опираясь на картинки. Правда, как рассказывает Родари, сами авторы игры совсем не обязательно предлагали картинки – это могли быть и настоящие предметы, как-то кофеварка, бутылка и мотыга, а сказка могла быть не просто сказкой, а театрализованным действом. По мере придумывания сказки, участники игры создавали коллаж или инсталляцию. Но давайте начнём с карт.

Здесь, в отличие от карт Проппа, в которых используются исключительно 20 функций, количество предметов, действий, признаков никак не ограничено. Главное – множество одинаковых по размеру карточек с разными изображениями, чем больше – тем лучше. Карты перемешиваются, кладутся на стол вверх рубашками, затем игроки по очереди вытягивают по одной карте и придумывают рассказ. Например, первому игроку досталась карточка с изображением цветка. Он может начать рассказ примерно так: «Маленький цветок был очень одиноким» или, например, «Цветок очень боялся, что скоро наступит осень». Следующей карточкой может быть изображение электрической лампочки. Тогда продолжает следующий игрок: «Цветок ведь не знал, что растёт в квартире, и никакой смены времён года он не почувствует – в квартирах тепло круглый год» или, например, «Когда в комнате загорался свет, цветочек поворачивал головку и искал себе собеседника». И так далее. Задача последнего участника – придумать логическое завершение рассказа. А на детском празднике можно воспользоваться идеей создателей игры, и придумывать сказки с реальными предметами, это, пожалуй, даже проще, ведь их можно не только вообразить, но потрогать, понюхать и даже взять на руки!

Эта игра немного проще, чем «Карты Проппа» и начинать играть в неё можно уже с младшим дошкольником, хотя особенно интересно и неожиданно будет играть в компании нескольких детей немного более старшего возраста.

 

Берём на вооружение уже готовые игры

Достаточно много импровизационных настольных игр, в которых нужно придумывать истории, предлагается сегодня производителями разных стран. Такого рода игры как основаны на всем известных сказочных сюжетах, вроде карт Проппа, так и никак не связаны с литературной традицией.

Ко второй категории – играм, не связанным с известными сказками и книжками – относится игра-генератор историй «Rory’s Story Cubes» и её дополнение «Rory’s Action Cubes». Данная игра представляет собой набор из девяти деревянных кубиков, на каждой грани которого нарисована картинка. Всего 54 картинки. На кубиках с «историями» чёрные изображения предметов, а на кубиках с «действиями» – синие изображения разных действий. Играть можно по-разному, каких-то устойчивых правил нет. Например, бросить все кубики, потом по очереди брать выпавшие картинки и сочинять связный рассказ. А можно разделить выпавшие кубики между игроками, сочинять каждому свою историю и затем с помощью голосования выбирать лучшую.

Производитель рекомендует свою игру детям, начиная с 8 лет. Однако правила игры настолько просты, что начинать играть можно с того момента, как ребёнок научился связно разговаривать, т.е. с дошкольником. Игра очень удобная и компактная, её здорово брать с собой в поездку или в поход. К сожалению, игра пока не продаётся в России, но нет ничего сложного в том, чтобы заказать её в интернет-магазине США или Германии, её без проблем высылают по почте.

Если же не хочется связываться с импортными магазинами, то и отечественный производитель предлагает любителям импровизаций такого рода игру. Называется она «Игросказ». Во многом она похожа на описанные выше игры из книги Д. Родари, точнее нечто среднее между двумя описанными. Отличие в том, что ничего не нужно готовить, рисовать и подписывать самому – в игре есть 200 очень красивых карт с изображением персонажей, объектов, мест, событий, даже предусмотрены специальные карты со счастливыми и несчастливыми финалами. Также в игре есть монетки с нарисованными на них аплодисментами, которыми награждают лучших рассказчиков.

К игре приложены интересные правила, придуманные разработчиком. Пересказывать их здесь не имеет смысла, поскольку они достаточно просты, кроме того, изложены на русском языке. При этом игра сделана так, что не требует обязательного жёсткого следования одному варианту правил, их можно варьировать, упрощать и усложнять в зависимости от аудитории.

Выиграет в конечном итоге тот, кто набрал больше всего аплодисментов, а вот удовольствие от игры получат все. Игра хороша ещё и тем, что в ней велика степень взаимодействия игроков, нужно внимательно слушать и внятно говорить, нужно преодолевать собственную застенчивость и уверенность в том, что ничего не можешь выдумать. Здесь развивается не только фантазия, но и прекрасно тренируются навыки общения. Возраст потенциального игрока – 7 лет и старше.

Вообще «Игросказ» можно использовать как угодно. Например, некоторые мамы берут его в помощь, когда придумывают по вечерам сказку ребёнку. Если же карт не хватит или захочется разнообразия, у «Игросказа» есть импортный аналог – игра с названием «Once Upon a Time».

Весьма похожи на «Игросказ» по механике и замыслу игры серии «Мир сказочных историй», выпущенные книжным издательством Рипол-Кит. В серии вышло четыре тематических набора: «Рождественские истории», «Морские истории», «Невероятные приключения» и «Мир сказочных историй». Это переводное издание, иллюстрации выполнены художниками Кейтлин и Джоном Мэтьюз. Игра находится в очень красивой компактной коробочке. В каждом наборе можно найти 28 карт (в «Мире сказочных историй» – 48 карт) с изображением персонажей и волшебных предметов, на обратной стороне карты расположены подсказки, которые помогут продолжить связный рассказ: название персонажа, краткое объяснение его особенностей и три вопроса. Например, на карточке с изображением гнома мы можем прочитать: «УМНЫЙ ГНОМ. Я – смышлёный и пускаюсь на хитрости, чтобы помочь искателям приключений или наоборот, ввести их в заблуждение. Для чего мне нужен этот большой молот? В чём тайна исчезнувших шахматных фигур? Что хочет сообщить мне крот?» Все персонажи и волшебные предметы имеют отношение к европейской сказочной традиции. Кроме карт, игрок обнаружит в комплекте руководство по сочинению сказок. Можно следовать ему, а можно придумать свои варианты игр. Одним из достоинств этих импровизационных игр являются иллюстрации – они очень красивы и можно с уверенностью говорить, что они развивают не только речь и фантазию, но и формируют эстетический вкус.

В заключение упомянем ещё одну игру на придумывание сказок – настольная игра французского разработчика, которая называется «Фабула». Это, пожалуй, самая сложная с точки зрения правил, из описанных здесь игр. Хотя придумана она во Франции, но ведущий игры, главный сказочник, здесь назван «Вильгельмом Гриммом» (видимо потому, что именно Вильгельм больше всего занимался литературной обработкой собранных им вместе с братом Якобом немецких народных сказок). Игра невероятно красиво сделана, при этом она компактна и удобна.

«Фабула» тоже предполагает, что рассказ будет создан с помощью карточек с изображением предметов, но кроме них в игре есть вполне реальные персонажи на подставках, большие картины, на которых нарисовано место действия и сценарий, свой особый для каждого места действия. Ведущий зачитывает кусочки сценария, а игроки, на основе услышанного, должны придумать фрагменты сказки, используя одну из своих карт. Ведущий же должен оценить качество рассказа «сказочника», выиграет тот рассказчик, у которого будет больше поощрительных жетонов от ведущего.

В такую игру с дошкольником будет играть довольно затруднительно, кажется, здесь производитель совершенно правильно указывает возраст потенциального игрока – от 8 лет и старше. Лучше всего, если ведущим будет выступать взрослый, но в любом случае кажется не очень хорошим, что качество рассказа оценивается только ведущим и в конечном итоге он и выбирает победителя.

Это конечно не все игры на конструирование сказки, которые построены на принципе импровизации и свободного полёта воображения, однако даже одной игры из указанных выше будет вполне достаточно, чтобы дать толчок к развитию фантазии и желания выдумывать у детей и чтобы сблизить и лучше сдружить детей и взрослых.

 


Другие статьи в этой рубрике:

Строим деревянный город

Самые первые, самые интересные и очевидные для всех детей и родителей игры – это строительные игры, в ходе которых дети строят домики и другие сооружения, воздвигают города и замки, прокладывают улицы.
читать далее »

Придумываем лица: весёлый-грустный

Развивать «эмоциональный интеллект» (или, как говорят те, кто не любит этого понятия, социальные и коммуникативные навыки) – это не менее важно, чем способности к логике и математике.
читать далее »

Сенсорные коробки для разных возрастов

Цвета, запахи, текстуры, звуки, колебания, возможность сыпать, лить, мять, шуршать дают малышу новый материал для интеллектуального роста.
читать далее »