В детстве у многих из нас была картинка с режимом дня: нарисованный школьник вставал, застилал постель, делал утреннюю гимнастику, завтракал, шёл в школу, помогал по хозяйству и тд. Так что, вряд ли идея научить ребёнка планировать свои действия будет революционной. Зато весьма полезной. Особенно если вы хотите привлечь малыша к помощи по дому. Мы уже говорили об отдыхе, поговорим об обязанностях.

Часто кажется, ненужная суета, формализм, трата времени. Все дети любят повторять за мамами и приучаются к помощи подсознательно. Для кого-то, возможно. Какую пользу планирование заданий на день принесло мне и моим детям? Так я приучаю их не тратить своё и чужое время зря. А это подчас один из самых драгоценных наших ресурсов.

Почему нужна наша помощь?

Многие взрослые уверены, что детская прокрастинация («я сделаю это потом/позже/не сейчас», никогда, в общем) – явление непреодолимое, но с возрастом как-нибудь да пройдёт. Не совсем.

Во-первых, если у ребёнка нет приоритетов, то он так и будет хвататься то за одно, то за другое, за всё сразу, не делая по сути ничего толком. Ему нужен вектор (как, впрочем, и многим взрослым).

Во-вторых, родители нередко предъявляют абстрактные требования «убери в комнате». А убрать в комнате – это только разложить игрушки по коробкам или ещё и книги по высоте расставить? Может, ещё пол подмести? А под диваном, оказывается, валяются детали давно забытого конструктора – можно поиграть.

В-третьих, большинство детей ждут от мамы чёткого алгоритма действий: собрать игрушки – переодеться – идти гулять.

Составляем план.

Перечислите вместе с ребёнком все дела, от игр и развлечений до несложных обязанностей по хозяйству. Лучше записать и плясать уже от этого.


Пошаговая стратегия 

Разбивайте пункты на маленькие шаги. 1 дело – 1 задание. Вернёмся к обязанностям. Вместо смутного утреннего «порядок в комнате» у моих детей это

  • застелить постель
  • полить растения
  • дать корм животным и проверить у них поилки
  • протереть пыль
  • подмести пол

Подружить со временем

Чтобы подметание или расстановка книг на полке не затянулись на часы, используйте таймер. Или включите любимые песни ребёнка на диске, две-три это как раз минут 10-15 – более чем достаточно. Песочные часы – очень хорошее визуальное решение. Время в буквальном смысле убегает.

Реализация

Планер с картинками – визуальный контент облегчает задачу, особенно нечитающим малышам.

Слайдер – тот же планер, но по принципу вечного календаря, когда по полоске двигается окошко, выделяющее конкретный день, в нашем случае, действие. Демонстрирует прогресс в течение дня: встали, застелили постель гимнастика, умывание, завтрак, занятия, прогулка…

Таймер – учим понимать по часам, чувствовать время, распределять его.

Лёгкие шаги – если с играми/творчеством всё понятно, то с заданиями от мамы всё должно быть предельно просто. Не превращайте помощь (пока являющуюся, по сути, актом доброй воли) в утомительную сложную обязаловку – к подростковому возрасту уже точно ничего от него будет не добиться.

Что-то новенькое – иногда стоит разбить рутину новым заданием. Доверить что-то большее или новое. Это придаст уверенности в себе, разнообразит действия и больше мотивирует ребёнка, словом, рост и приключение отчасти.

Доверие.Не ругать за невыполненное. Мягко указать, напомнить. Наблюдать со стороны – это учит нести ответственность. Если необходимо, повторить дважды и трижды. Наказание отобьёт желание что-то делать, иногда ребёнок и в самом деле не очень понял, чего от него хотят.

Вознаграждение. Почему я не одобряю систему материальных вознаграждений? Это быстро перестаёт работать. Ребёнок старается не для того, чтобы было чисто/уютно/удобно, а за награду. Уж лучше платить впечатлениями: всё сделаем – едем в большой парк.

Мама как пример. Если у мамы в течение дня то одно, то другое, то зависание у монитора или телевизора, вряд ли будет справедливо ругать ребёнка за то, что он заигрался и не сделал чего-то из обязательной программы.

Терпение, терпение, терпение

Ну, тут всё понятно.

Для малышей вчера, три дня назад, через неделю, немного позже, потом – это всё слишком абстрактные понятия, не за что зацепиться. Взглядом, действием, в общем, увидеть и пощупать. План на видном месте и часы (песочные, таймер) дают уникальную возможность.

Многим взрослым кажется, что маленькие дети неорганизованны и хаотичны, а потом с возрастом нажмётся волшебная кнопка и отпрыск внезапно подчинится внутреннему ритму. Мягко говоря, не совсем так. Во-первых, повторяющиеся действия – основа спокойного внутреннего мира малыша (сигнал «всё стабильно!»), а для деток с гипердинамическим синдромом ещё и опора. Во-вторых, редко что происходит само по себе. Поэтому стоит приложить некоторые усилия – чем раньше, тем проще будет потом. К режиму дня рано или поздно приходит большинство.

Мы в Vkontakte                           Мы в Facebook