Жанр: фантастика, фантазия по мотивам картин, абсурдная история
Тематика: фантастическое путешествие мальчика по выдуманным мирам
Ключевые слова: Гюстав Доре, Смерть, безумие, испытание, путешествие, кораблекрушение, гравюра, чудовище, юмор, абсурд, гротеск
Знания и навыки: Книга представляет собой игру с общепризнанным шедевром живописи, попытку придать привычным изображениям новые смыслы. Это интересно и как форма осмысления предмета искусства, и как чтение, которое раскрепощает в человеке фантазию, позволяет раздвинуть принятые до сих пор границы восприятия.
Для какого возраста: 12-17 лет
Для самостоятельного чтения

 

Купить на Ozon.ru • 703 руб. Купить в Лабиринте • 570 руб.

Книгу, жанр которой не так-то просто определить, предложило всем читателям 12 лет и старше издательство Zangavar, выпускающее признанные мировые шедевры в жанре комикса и просто необычные иллюстрированные книги для детей. Как раз ко второй категории относится «Безумное странствие…», которое сочинил современный немецкий автор, а проиллюстрировал сам… Гюстав Доре.

На самом деле Гюстав Доре конечно не вызывался иллюстрировать тексты Вальтера Мёрса (который на самом деле Moers, а в России издавался ещё и как Морз, и как Моэрс), он вообще давным-давно умер. Зато при жизни создал множество прекрасных гравюр для замечательных литературных произведений. Мёрс взял на себя смелость выбрать 21 гравюру, среди которых оказались офорты к таким книгам, как «Потерянный рай» Мильтона, «Дон Кихот» Сервантеса, «Ворон» По, «Морские рассказы» Кольриджа и другим, и сочинить на основе этого иллюстративного ряда свою историю.

История получилась необычной, неожиданной, полной аллюзий на известные сюжеты и тексты и одновременно с этим – ироничной и гротескной. 12-летний мальчик, капитан корабля, терпит крушение. Он должен попасть в царство мёртвых, но конечно не хочет, так что держит пари со Смертью (который внешним обликом сильно напоминает нам Смерть из книжек Т. Пратчетта, тем более, что он тоже мужского пола, а вовсе не старуха с косой): чтобы не умереть, юному Гюставу нужно выдержать шесть испытаний. Теперь мальчику предстоит спасать красавицу из лап Дракона, пройти через лес, полный привидений, угадать имена пяти великанов, сразиться с Самым Страшным Чудовищем, встретить самого себя и затем уже получить шестое задание. Далее начинается круговерть приключений и происшествий, встреч и диалогов, сравнить которые можно только, пожалуй, с «Алисой в стране чудес» Кэролла или «Малышом Немо в Сонной стране» МакКея – они столь же абсурдны, сюрреалистичны и смешны. Все ужасы и чудовища, которых встречает Гюстав на своём пути, на самом деле не так уж опасны, все непосильные испытания оказываются по плечу двенадцатилетнему мальчику, а все картинки Гюстава Доре выбраны более, чем к месту. Вопросы жизни и смерти, этики и метафизики мелькают тут и там среди этих приключений и ироничных реплик героев, хотя ничего нового искушённый читатель не увидит ни в постановке проблемы, к примеру, времени и предопределённости человеческой судьбы, ни в её разрешении, ни в рассуждениях о смысле жизни и смерти, а развязка всей истории более, чем предсказуема. Но это ничуть не уменьшает общей занятности сюжета и красоты гравюр французского мастера.

Идея такого рода игры с общепризнанными шедеврами уже не нова, и даже почти перестала вызывать всеобщее возмущение. Старые сказки пересказывают на новый лад, басни Эзопа преподносят в качестве конфуцианских притч, сюжеты картин Брейгеля становятся основами киносценариев, а древнегреческие мифы – базой и кладезем сюжетов для юмористических комиксов. Является ли эта игра данью моде и собственно игрой или же новым витком переосмысления всеобщих культурных основ, говорить пока рано, ясно это станет ещё не скоро. Пока же читатели могут воспринимать произведения этого ряда в таком ключе: это не просто шутка или попытка найти современное прочтение, это и момент свободы творчества и самовыражения. Автор, позволивший себе сочинить совершенно новый текст, опираясь на старые картины, отчасти помогает нам не бояться искать новый взгляд на классику живописи и литературы, так что давнее искусство, которое кому-то может быть казалось скучным, становится близким и понятным без всякого чтения специальных книг по истории и искусствоведению, тем более, что книга эта адресована в первую очередь подросткам, которые в большинстве своём являются поклонниками жанра фэнтези.

Такая книга – это универсальный проводник. Те, кто увлекался сначала Гарри Поттером, а после Игрой престолов, наверняка заинтересуются творчеством Гюстава Доре и даже есть шанс, что прочитают такие ключевые тексты, как «Гаргантюа и Пантагрюэль» или «Тристан и Изольда», и тем самым повысят собственную образованность и углубят мыслительную деятельность. Те же, кто любит классическую живопись, возможно заинтересуются, что же ещё интересного сочинил Вальтер Мёрс, и узнают наконец-то про Замонию и другие альтернативные миры, которые без устали выдумывают для нас талантливые авторы жанра фэнтези.

Надо сказать, что «Безумное странствие…» – это единственная книга Мёрса, которую не иллюстрировал сам Мёрс. У себя на родине он известен не только как автор фэнтези, создавший цикл произведений о стране Замонии, но и как художник, сочинивший множество юмористических комиксов на общественные и политические темы, как детский писатель, подаривший детям нового героя – капитана Синего Медведя. На русском языке до недавнего времени были изданы только две книги Мёрса из цикла произведений о Замонии. Теперь, благодаря издательству Зангавар и переводчику Элле Венгеровой, мы познакомились с ещё одной гранью творчества Вальтера Мёрса.

В. Мёрс. Безумное странствие сквозь ночь. – М.: Zangavar, 2012. – 96 с.: ил. – ISBN 978-5-904662-05-9


Другие рецензии:

Кто расскажет небылицу, или Сказка ложь, да в ней намёк

В книге показаны примеры вымышленных миров, каждый из которых воплощает утопическую идею счастливой жизни. Можно увидеть, какими недостатками страдает каждый из описанных из миров.
читать далее »

Вспомнить, как смеются и свистят

Рассказы из книги «Смеяться и свистеть» покажут подросткам, как сильно отличается мир вещей и смыслов нынешнего детства и детства поколения автора книги.
читать далее »

Две повести взрослеющим людям

Проблемы взросления, ответственности перед своими детьми и отношения к своим родителям, взаимоотношения в семье и в классе – над этими вопросами Энн Файн предлагает подумать своему читателю.
читать далее »