Проблема: 

Порой обстоятельства складываются так, что семье требуется помощь няни. И вот, после долгих терзаний, опросов, рекомендаций, собеседований и прочего вы нашли ту самую Мэри Поппинс, которой согласны доверить свое сокровище – ребенка. Как ввести няню в жизнь ребенка? Ведь этот человек поначалу совсем чужой для малыша . Давайте посмотрим.

Объяснение: 

1. Няня – человек, который вместо мамы заботиться о ребенке и обеспечивает его безопасность. Поэтому, чтобы ребенок чувствовал себя хорошо и мог правильно развиваться, с точки зрения надежной привязанности, необходимо создать условия, при которых ребенок с няней не будет чувствовать каких-либо угроз.

Речь не об объективной ситуации, а о субъективном переживании малыша. Зная это, мама не спешит оставлять своего сына наедине с няней, ведь она еще новый и незнакомый человек для ребенка. Сын еще не знает, чего ждать от этой женщины, как она себя ведет в тех или иных ситуациях. Да и няня то тоже этого еще не знает. Опыт с другими детьми ей конечно поможет, но он ничего ей не говорит о конкретно этом мальчике. Им обоим нужно приобрести некоторый опыт взаимодействия друг с другом, чтобы и няня и мальчик могли настроиться друг на друга.

2. Некоторое время мама поиграла вместе с сыном и няней, чтобы ребенок мог освоиться с новым человеком. Затем, мама решила попробовать тестовую ситуацию: согласиться ли сын остаться с няней без нее. Мама делает это не тайком, а проговаривает сыну, что будет происходить. Для ребенка это наиболее щадящий вариант. Мама остается в квартире и если что, к ней можно прибежать. В данном случае, ребенок дал свое согласие и продолжил играть, остался эмоциональным – это хороший знак, который говорит о том, что в этой ситуации мальчик чувствует себя в безопасности с няней. Если бы ребенок стал нервничать или замкнулся бы, ушел в себя, прекратил бы играть или вскочил и пошел бы за мамой – это значило бы, что он еще не готов оставаться наедине с няней, даже когда мама дома. Тогда не нужно малыша упрекать и стыдить. Возможно, ему нужно больше времени для знакомства.

3. Чтобы няня не нервничала и не думала, что мама следит за ней, мама объясняет, что она делает и почему. Саша также может это слышать, что хорошо, потому что и ему нужно представлять, что будет, а чего не будет. Например, из разговора он узнает, что мама внезапно не исчезнет, что он спокойно и потихоньку сможет привыкнуть к новому человеку.

4. Ввод нового человека в жизнь ребенка лучше начинать с более легких для малыша ситуаций. Если ребенок дает себя одевать, переодевать, кормить (если он еще совсем маленький и не ест самостоятельно), соглашается быть в какой-либо ситуации уже без мамы рядом, но с мамой в области досягаемости – значит в этом он уже доверяет няне, здесь он чувствует опору и безопасность. Маме нужно внимательно наблюдать за ребенком. Потому что внешнее спокойствие не всегда является таковым. Расслабленность, живость, включенность, участие в процессе – это хорошие признаки. Если ребенок застывает, как будто не здесь, отгорожен, «не слышит», когда к нему обращаются – это признаки большого стресса. Значит малыш не чувствует себя в данной ситуации хорошо и ее нужно остановить, отмотать все назад, туда, где он ощущал себя в безопасности.

5. Когда малыш с легкостью остается с няней, но мама при этом в доступе, пришло время переходить на следующий этап – когда мама не в доступе. Конечно же, начинать нужно с небольшого времени отсутствия и при благополучном исходе постепенно его увеличивать. Когда мама сказала о своем намерении, она наблюдала за реакцией сына. Он не побежал за ней, на лице не возникло испуга или тревоги, он не замер. Сын остался в контакте с ней, он был включенным и эмоциональным. Это показало маме, что он готов и может справиться с ее отсутствием. Уходя, мама дала сыну два ориентира, когда она вернется. Первый – это время и малыш с няней может следить по часам или же воспользоваться песочными часами. Второй – это событие – обед и ребенок примерно понимает, когда это. Ориентиры позволят малышу сделать ситуацию более предсказуемой, он понимает, сколько ему нужно подождать.

Комментарий к комиксу: 

Так, шаг за шагом, в бережном режиме, ребенок приобретает опыт отношений с няней. Он понимает, что на нее можно опираться, она защитит, а сама она не представляет для него угрозы, ей можно доверять, она поможет и разделит с ним его детскую жизнь. Ребенок и няня сонастраиваются друг на друга. Такой хороший опыт позволит ребенку безболезненно и без вреда для него и его развития быть с няней тогда, когда мамы нет рядом. Ведь, по сути, кто такая няня – это человек, выполняющий функции мамы, когда той нет рядом. Функции же эти заключаются не только в уходе, но и в эмоциональной атмосфере безопасности, которую она создает естественным образом. Такое качество отношений называется надежной привязанностью.

При хорошем раскладе, у ребенка к маме к концу 1-го года жизни должна сформироваться эта надежная привязанность. К сожалению, не всегда так получается, но сейчас не об этом. Так вот, няне в итоге нужно стать тоже тем человеком, к которому у ребенка сформируется надежная привязанность. Только в таких отношениях ребенок хорошо развивается. Этапы описанные выше будут этому способствовать. Почему так много внимания  уделяется субъективной безопасности и надежной привязанности, которая необходима ребенку? Потому что психика человека так устроена, что когда он чувствует себя защищенным, тогда он может исследовать окружающий мир, пробовать новое, развиваться. Если такой безопасности нет, тогда ребенок, его личность развивается искаженно, потому что часть или все его психические силы уходят на поиск, создание или удержание этой безопасности. Возникает риск частых простуд и психосоматических заболеваний, дезадаптации в будущем.

Общие рекомендации:

- Выбирайте няню так, чтобы она была вам симпатична, вы могли ее уважать. Ведь с этим человеком вам придется много взаимодействовать. Необходимо, чтобы вы могли ей доверять. Ваше отношение к няне напрямую будет влиять, как ребенок станет е воспринимать. Если вы не будете ей доверять, малыш не сможет почувствовать в ней опору («если моя мама считает, что она не справляется, как я могу на нее положиться?»)

- Чем меньше ребенок, тем больше времени заложите на период адаптации. Учитывайте это обязательно при планировании своей жизни. Возьмите няню заранее, до того, как вам нужно будет отлучаться.

- Примерно с 7-ми месяцев у ребенка происходит деление всех людей на «свой» и «чужой». С этого возраста ребенок пугается «чужих» и ему труднее принимать нового человека, для этого ему требуется больше времени. Если вы планируете взять няню когда малыш еще совсем маленький, лучше всего вводить ее в семью и в жизнь ребенка до возраста 7-ми месяцев. Тогда, участвуя каждый день в его жизни, в уходе за ним, она естественным образом станем для малыша «своей».

Мы в Vkontakte                           Мы в Facebook