Жанр:  книга для родителей
Тематика: Проблемные статьи на темы современного детства, излагающие результаты современных исследований и их подробный анализ
Ключевые слова:дети, детство, современная наука, педагогика, раннее развитие, одаренность, детская ложь, детская агрессия
Знания и навыки: Книга позволит родителям изменить угол зрения по отношению к некоторым общепринятым истинам, вроде идеи о том, что ребенок, у которого есть родные братья и сестры, лучше социализирован, или о пользе просмотра развивающих видео для дошкольников.
Для какого возраста: родителям
Купить на Ozon.ru • 489 руб. Купить в Лабиринте • 542 руб.
Купить на Ozon.ru • 186 руб. Купить в Лабиринте • 196 руб.

 

Полки магазинов переполнены пособиями по выращиванию, воспитанию и уходу за детьми, написанными самыми что ни на есть специалистами – психологами, педагогами, врачами и просто практикующими родителями. Разного рода методики противоречат друг другу, но, как ни странно, иногда работают, пусть даже и аргументация авторов выглядит не вполне убедительно.

Немного в стороне будет стоять книга американских журналистов По Бронсона и Эшли Мерримен, которая вышла практически одновременно в двух разных издательствах – массовом Эксмо и деловом Манн, Иванов и Фербер – с разными заголовками и в разных переводах. Дело в том, что там не предложено никаких рецептов и методов. Авторы не рекомендуют «активного слушания», «тайм-аута», игр по укреплению привязанности или метода счёта до 10, чтобы добиться послушания ребёнка, и не советуют обучать его игре на скрипке или катанию на роликах в раннем возрасте, чтобы развить все задатки. Эта книга является популярным изложением целого ряда исследований последних лет, посвящённым разным аспектам современного детства.

Хотя авторы – это американские журналисты, большинство тем книги актуальны для читателей всего мира. (Впрочем, забегая вперёд, скажем, что они и не ограничиваются исключительно американскими данными, приводя в качестве примера исследования китайских или там филиппинских специалистов). Они касаются самых разных вопросов детской жизни, некоторые главы посвящены умственному развитию малышей, некоторые касаются режима дня школьников, а есть то, что окажется интересным для родителей подростков. Каждая глава построена по одному и тому же принципу: описание ситуации, постановка проблемы и изложение попыток разобраться в этой самой проблеме, предпринятых разными специалистами. Бронсон и Мерримен пишут о том, каким образом высказанная разными способами похвала может повлиять на успеваемость ребёнка. Они подробно останавливаются на проблемах детской лжи, проявления агрессии и подросткового бунта. Не остаются в стороне вопросы социальные: отдельные главы посвящены взаимоотношениям братьев и сестёр, вопросу социализации в семьях с единственным ребёнком и их отличиям от семей многодетных, а также роли детской агрессии в социальной адаптации ребёнка. Небезынтересным является рассказ о речевом развитии дошкольников и парадоксальной роли популярных сегодня «развивающих видео» в этом процессе. Не обходится конечно без тем исключительно американских – о воспитании терпимости по отношению к чернокожим или о целесообразности раннего тестирования «на одаренность». В заключении авторы делают общие выводы и делятся своими принципами, которые определили тон и направление книги.

Удивительно, каким образом книга, которая не предлагает никаких волшебных рецептов, с помощью которых ваши проблемы с детьми разрешатся сами собой, чудовищных разоблачений, показывающих основы всемирного заговора против семейного устройства, и прочих секретов успеха бестселлера, заняла в США верхние строчки рейтингов и получила широкое читательское признание? Наверное, вот почему. Книга говорит о действительно актуальных вещах, при этом ответы, которые предлагают авторы, отличаются от общепринятых, противоречат «народной мудрости. Можно даже говорить о некоторой сенсационности целого ряда заявлений авторов, хотя они и остаются в умеренных раках научной журналистики, не забывая говорить «видимо», «наверное», «по данным такого-то учёного, которые не могут считаться истиной в последней инстанции». Бронсон и Мерримен очень хорошо аргументируют свои тезисы. Приводя результаты того или иного исследования, они непременно представляют специалиста или учреждение, которые его проводили, высказываются о корректности методики и о том, насколько показательны результаты, полученные таким образом. И, наконец, авторы пишут строго по делу, интересно и занимательно, избегая повторов, ненужных отступлений, стремления быть наукообразными или, наоборот, чересчур простыми.

Другой вопрос, стоит ли вообще тратить время на чтение книжки просто познавательной, часть вопросов которой вашего личного ребенка вовсе не касается, а другая часть – лишь когда-нибудь может быть коснётся? Определённо, стоит. Пусть книга даёт не так уж много рецептов поведения и не обещает каких-нибудь проверенных способов, допустим, обучения чтению, зато она наглядно демонстрирует, насколько неоднозначны наши общепринятые ответы на постоянные вопросы. Чего уж греха таить, многие из нас уверены в том, что все единственные дети в семье – эгоисты, проявление агрессии – признак асоциальности, ребёнок, читающий в два года, – одарённый, а бунтующий подросток – это человек, родители которого не смогли сформировать привязанность, или наоборот, вариант нормы. Так ли это? Авторы делятся компетентными мнениями по этим и другим поводам, так что мы узнаем немного больше о механизмах, определяющих мир детства, и чуть лучше научимся понимать своих и чужих детей.

Поскольку сразу два издательства в России решили представить книгу читателям, предложив свою версию перевода, неизбежно хочется сравнить их и выбрать лучшее. Различны даже внешние характеристики обеих книг: у Эксмо мы видим дешёвое, доступное по цене, издание в клеевом переплёте, на серой бумаге, довольно яркое и лёгкое. Манн, Иванов и Фербер предлагают читателям книгу средней ценовой категории, в твёрдом переплёте, с непременным ляссе, отпечатанную на белоснежной бумаге. Что до самого главного – собственно текста, то сравнение оказывается не в пользу «Воспитательного шока». К сожалению, текст, предложенный Эксмо, очень нуждается в редакторе. Как, например, можно оценить фразу, вроде: «была готова повторить эксперимент со всей тысячей с лишним учениками»? Или путаницу в понятиях “IQ” и “EQ”, в 5-й главе, которая искажает изначальный смысл текста? На этом фоне вариант А.Андреева, предложенный читателям редакцией Манн, Иванов и Фербер выглядит более проработанным и тщательным.

В заключение, предлагаем вам самим сравнить некоторые абзацы:

«Воспитательный шок» (с. 132-133): «Но поиски участка мозга, связанного с интеллектом, долгое время были безуспешны. Наконец неврологи почти обнаружили месторасположение групп серого вещества, ответственных за интеллект у большинства взрослых людей. Но во время их поиска, они обнаружили нечто, заставившее их отказаться от долго просуществовавшего допущения о жесткой взаимосвязи между зонами мозга и его функциями.

В детстве месторасположение участков, реализующих функции интеллекта, меняется. Нейронная сеть, которой пользуется маленький ребенок, не та же самая, которую использует подросток или взрослый. Они пересекаются, но есть и существенное различие. Окончательный интеллектуальный успех ребенка в значительной мере зависит от того, насколько его мозг сумеет научиться перемещать реализацию функций в эти более эффективные сети».

Тот же самый фрагмент в книге «Мифы воспитания» (с. 104-105): «Однако место в мозгу, в котором находится интеллект, так и не было найдено. Такие неврологи, как Хайер, стояли на пороге точного определения кластеров серой материи, содержащей интеллект у большинства взрослых. Однако во время исследований ученые обнаружили нечто, заставившее их в корне пересмотреть устоявшееся предположение о том, что каждая конкретная область мозга связана с конкретной функцией.

По мере роста ребенка область мозга, в которой происходит интеллектуальная деятельность, меняется. Нервная система маленького ребенка отличается от той, которая окажется в его распоряжении, когда он станет сначала подростком, а потом взрослым. В этих системах много совпадений и пересечений, но и разница очень значительна. В конечном счете во многом интеллектуальные успехи ребенка будут зависеть от того, как его мозг научится переносить обработку интеллектуальной информации в те области, где эта обработка будет происходить более эффективно».

«Воспитательный шок» (с. 150-151): «Родители считают очень важной разницу в возрасте. Некоторые думают, что она должна быть меньше 2 лет – тогда, мол, они будут играть вместе. Другие чувствуют, что лучше 3-4 года – тогда каждый из детей выработает достаточное ощущение независимости. Наука же дает противоречивые результаты: на каждое исследование, в котором утверждается значимость разницы в возрасте, приходится другое, это утверждение опровергающее.

- На фоне других обстоятельств, – сказала Креймер, – возрастной интервал – не столь сильный показатель. Пол – тоже. есть много других факторов, которые оказывают на детей большое влияние.

Работа самой Креймер привела к неожиданному результату: предсказать отношения братьев и сестер можно до рождения младшего ребенка! Как же так? все очень просто и не имеет никакого отношения к родителям: прогнозирующий фактор – качество отношений старшего ребенка с его лучшим другом».

Тот же самый фрагмент в книге «Мифы воспитания» (с. 119): «Некоторые родители считают, что разница в возрасте между детьми имеет большое значение. Одни родители думают, что идеальна двухгодичная разница в возрасте: она не слишком велика, дети могут играть вместе. Другие родители считают, что разница должна составлять три-четыре года, тогда дети вырастут более независимыми. В этом вопросе исследования не дают конкретного ответа.

Крамер утверждает: «По сравнению с другими факторами ни пол, ни разница в возрасте не играют большой роли в том, какие отношения сложатся между детьми. Есть много других вещей, о которых стоит задуматься». Исследования Крамер привели ее к удивительному выводу.

О том, какие отношения сложатся между двумя детьми, можно судить еще до того, как второй ребенок появился на свет. «Как это возможно?» – спросите вы. Как можно предсказать столкновение характеров, когда один из детей еще не родился?

Дело в том, что ответ на эти вопросы не имеет никакого отношения к родителям. Об отношениях между будущими братьями или сестрами можно судить по тому, как старший ребенок относится к своему лучшему другу».

По Бронсон, Эшли Мерримен Мифы воспитания. Наука против интуиции. – М.: Манн, Иванов и Фербер, 2014. – 240 с. – ISBN 978-5-91657-405-0.

По Бронсон, Эшли Мерримен Воспитательный шок. Революционный взгляд на воспитание детей и подростков. – М.: Эксмо, 2013. – 288 с. – ISBN 978-5-699-64124-6

Мы в Vkontakte  Мы в Facebook