Одной из наиболее востребованных идей среди современных родителей становится объединение образования и семейных ценностей в образовательном процессе. Сегодня мы расскажем об основных принципах на примере молодого проекта English Family Club (EFC) , запустившего первые занятия в декабре 2013 года и транслирующего новый путь изучения иностранного языка.

7 составляющих нового подхода изучения языка

1. Совместное обучение

Совместные занятия родителей и детей в разновозрастных группах. Младшим детям интересно тянуться за старшими, старшим полезно и увлекательно пытаться разъяснить и показать младшим сложный материал, а родителям подчас нелегко угнаться за теми и другими в языковых играх. При этом кто как ни родитель сможет помочь ребенку освоиться в совершенно новой среде  – среде изучаемого языка, ведь именно с него ребенок берет пример. А раз маме с папой интересно и легко, то и ребенку захочется попробовать!

2. Взаимная мотивация

Зачастую, дети выступают «локомотивом» семейного изучения английского, просят дома включать видео, песенки с занятий, напоминают о необходимости выполнить домашнее задание. Это облегчает жизнь, если вам сложно самоорганизоваться. С другой стороны когда родитель сам с удовольствием берется за задания – ребенку тяжело устоять перед соблазном присоединиться и посмотреть увлекательную историю или вместе спеть песенку с движениями, сделать поделку по теме и уж тем более поиграть в увлекательные игры.

3. Хорошо подобранные материалы и продуманная программа

Используются игры, задания и материалы, проверенные временем и опытом их использования. Каждое задание сочетает в себе увлекательность формы с глубиной содержания и высокой эффективностью. К примеру, при выборе песни важно учитывать, чтоб она была аутентичной – то есть все слова и конструкции в ней правильные, также она должна быть современной – чтобы выражения из нее пригодились в реальной жизни, также отлично, если в ней есть движения.

Работая с такой песней, как ребенок так и родитель усваивают новую лексику в естественном  окружении, в контексте, связывают слова напрямую с образами, а не с переводом, а движения позволяют еще глубже уложить слова и выражения в голове, ведь чем больше каналов восприятия задействовано – тем лучше запоминается информация, тем легче затем воспроизводится материал.

Помимо пения план занятия включает и игры с предметами и карточками по теме, и словесные игры, закрепляющие фразы и отдельные слова из песни в естественном контексте. Таким образом без малейшего намека на внешнюю «серьезность» программа тем не менее является продуманной до мелочей и крайне эффективной.

4. Игровая форма обучения

1,5 часа языковой практики – это не шутка! Хорошо, если на занятиях звучит весёлый смех,  идет чередование занятий за столом, творческие поделки, подвижные игры, диалоги и просмотр-прослушивание материалов. В каждом занятии должна быть своя «фишка», которая поможет участникам не только удержать внимание на предмете, но и получить удовольствие от процесса. Необходимо сделать английский по-настоящему «живым» и увлекательным, ведь чем интереснее участнику, тем больше он включается в процесс и тем больше выносит из урока.

5. Схема домашних заданий

Многие родители – деловые и занятые люди. Нужно успеть массу дел и нет времени постоянно готовиться к занятиям с ребенком, подбирать материалы, придумывать план. Помогут схемы домашних заданий, содержащие пошаговые описания действий для нескольких мини-занятий. Педагог продумывает каждое задание, чтоб сделать его интересным для всех участников, достаточно легким и не затянутым. Поиграть с карточками, посмотреть видео, послушать песенку и еще поиграть, раскрасить по номерам и снова поиграть – такие задания не надоедают.  Этого достаточно, чтобы закрепить лексику и попрактиковаться в пройденной теме.

6. Only English

На занятиях звучит только английская речь. Используется множество игрушек, игр, видео, аудио, карточек, плакатов, мимики и жестов. У участников изначально не создается языкового барьера, язык воспринимается легко и радостно. Мы просим родителей не переводить детям речь педагога и самим не спрашивать о переводе. Если непонятны отдельные слова – то об общем смысле можно догадаться из мимики-жестов-карточек и общего контекста. Педагог всегда готов повторить, перефразировать, намекнуть – в общем сделать так, чтоб всем все было ясно. Если вдруг какой-то ребенок совсем расстраивается и не может понять, что от него нужно, то педагог может шепнуть пару успокаивающих слов на ушко и этого  достаточно, чтоб ребенок снова включился в работу. Таким образом даже самые маленькие дети очень скоро понимают обращенную к ним речь, дети постарше очень быстро начинают сами пробовать отвечать на языке, а родители запоминают множество полезных фраз помимо темы занятия.

7. Чаепития

Конечно можно сразу после занятия убежать по своим делам, но насколько приятнее остаться и пообщаться свободно на разные темы. За чашкой чая можно узнать много нового об учителе и учениках, запомнить названия столовых приборов и закусок, прояснить сложные моменты и внести предложения о том, что можно еще улучшить и чего не хватает. Такое общение сближает участников, помогает найти общие темы – а ведь именно с них начинается настоящее общение и понимание языка. А для педагога это очень ценное время, когда можно получить обратную связь и множество новых идей. Ведь самая лучшая программа та, которая создается под нужды конкретных людей прямо в процессе обучения. Она «живая» и учитывает каждого участника с его личными потребностями и вкусами.

Зачем нужны занятия в группе?

Можно изучать английский только дома и не посещать никаких занятий. Более того, при высокой мотивации участников это может быть не менее эффективно. Но реальность диктует свои условия и часто мотивации не хватает, нет времени подготовить хорошие материалы. И тогда так хорошо начинавшиеся занятия сходят на нет и забываются в ежедневной суете. Также может случиться, что просто общение один на один надоест и перестанет мотивировать, ведь можно и по-русски поговорить. Тогда групповые занятия могут стать тем глотком свежего воздуха, который спасет ситуацию. Общение в группе возможно только на языке, педагог сам готовит не только занятия, но и задания на дом, а также спрашивает про их выполнение – что тоже стимулирует процесс.

Причем занятий раз в неделю вполне достаточно потому, что процесс обучения не прерывается дома, занятия продолжаются. На уроке дается новая тема, вводятся фразы и выражения, пробуются игры и строятся простые диалоги. Дома же это все снова повторяется и закрепляется уже в формате диалога, в спокойной обстановке. Именно поэтому очень важно, чтоб родитель занимался вместе с ребенком – ведь так у каждого из них появляется единомышленник, помощник и партнер для диалога.  Дети и родители помогают друг другу, делятся новыми открытиями, взаимно мотивируют и вдохновляют. Изучение языка из необходимости превращается в семейное увлечение, которым часто заражаются и другие члены семьи. И вот – раз – и вы обнаруживаете себя за семейным чтением книги на английском или за просмотром фильма на языке!

К тому же часто здесь есть и небольшой элемент соревнования, где и родитель и ребенок не хотят отстать один от другого, что еще больше вдохновляет на учебу – это особо актуально со школьниками. К сожалению, зачастую в школах к изучению языка подходят достаточно формально, дается очень много грамматики и зубрежки, а практическим сторонам языка и играм уделяется мало внимания. Хотя знания вроде растут, но ни радости ни уверенности ребенок не испытывает. Тогда очень здорово показать ребенку, что изучать язык – это очень увлекательно ,что это не просто сухие фразы и перевод, а увлекательное общение, новые интересности и возможности. Для этого нужны занятия, где преподаватель хочет в первую очередь заразить учеников своей любовью к языку, показать английский своими глазами, дать пощупать язык, поиграть в язык, поговорить на языке. Именно такие занятия предлагает English Family club:

First steps

Английский вместе с мамой (для детей 1,5-3 лет)

Эти занятия направлены на максимально естественное и радостное знакомство с английским языком.  По сути это уютное занятие, где дети мягко вливаются в групповую игру, знакомятся с правилами поведения в компании, развивают мелкую и крупную моторику – а английский служит лишь средством общения. И именно поэтому язык осваивается легко и естественно. Причем неважно, знает ли мама английский язык: если знает, то найдет для себя много новых игр и специфической лексики, связанной с ними, если же нет – то будет учиться одновременно с ребенком.

Double joy

Семейное занятие, дети и родители учат язык вместе (для детей 3-9 лет и их родителей)

На занятиях мы ставим цель не просто познакомиться с языком и полюбить его, а научиться вести диалог на самые разные темы. Каждое занятие посвящено одной теме, но вместе они выстраиваются в продуманную программу –  лексика и грамматика продуманы так, чтоб уже через полгода ученики могли уверенно вести простые диалоги. И в то же время догадаться о б этой продуманности непросто, ведьзанятие динамичное и веселое, никаких долгих объяснений и зазубриваний, оценок и критики. Только живая речь, очень много наглядных материалов, которые можно пощупать, спрятать, с которыми мы играем и шутим.

On stage

Английская театральная студия для детей 5-12 лет.

Это не классическая театральная студия, хотя многие элементы совпадают. Мы уделяем большое внимание постановке речи, умению выступать на публике, перевоплощаться и работать в команде. Но отличие в том, что одной из важных целей занятий является изучение английского языка – живого современного языка. Поэтому занятие выстраивается так, чтоб в первую очередь дети много общались по каждой теме, а произведения подбираются в первую очередь с учетом языка.

На занятиях мы разрабатываем артикуляционный аппарат, учимся управлять своим голосом и согласовывать с ним язык тела. Мы осваиваем все основные лексические темы, которые пригодятся в повседневном общении, пробуем разные форматы – это и теневой театр, и кукольный, и классический, и пантомима. И конечно дети участвуют в изготовлении фигурок, костюмов и декораций.

 

Подробнее о English Family Club (EFC)

ОБ АВТОРАХ ПРОЕКТА

Лиза Зыкова (справа)
Мне 30 лет, у меня есть сын 8-ми лет и я замужем уже 11 лет за отцом этого сына)). За плечами 13 лет опыта работы наёмным трудягой в продажах, журналистике и рекламе. EFC – первое моё самостоятельное дело.
Идея EFC возникла из необходимости: моему сыну 8 лет и преподавание английского в его школе оставляет желать лучшего. А я не знаю языка и не имею хорошего произношения, чтобы сразу не наделать ошибок, помогая ему с домашними работами.
Я с симпатией отношусь ко всем душевным семейным проектам и считаю, что в наш век гаджетов и демотиваторов, создавать возможность для проведения образовательного или развивающего семейного досуга – это очень правильное занятие.
Надежда Букина (слева)
Мне 26 лет, я замужем и нашему сыну 4 года. Я давно и сильно люблю английский язык, отчасти потому, что после моего рождения мама сменила профессию на учителя английского языка и училась у меня на глазах. У нас в доме всегда было много книг, учебников и фильмов на языке, которые в первую очередь с удовольствием изучала мама – а от нее и я заражалась, хотя она никогда не заставляла меня учить английский.
Постепенно я стала понимать, что мне близок формат совместных занятий с детьми, где язык становится еще одним общим семейным увлечением, усваивается легко и приносит радость всем.
Мы только начали, но эта работа уже приносит мне огромную радость. Я вижу, что занятия не только эффективны и интересны, но и действительно позволяют детям и родителям открыть что-то новое в себе и отношениях. И я получаю огромное удовольствие от участия в процессе!

 

Мы в Vkontakte                           Мы в Facebook

 


Новые статьи:

Что посмотреть и почитать о Земле?

Так что же такое День Земли на самом деле, как и о чем можно поговорить на эту тему с детьми и что поможет родителям в таком разговоре? Флай-мама подготовила специальный материал на эту тему.
читать далее »

Бандаж – с какой одеждой лучше носить

Чтобы не растеряться в обилии предложений и выбрать оптимальный вариант, нужно ориентироваться на следующие факторы…
читать далее »

Дом для миллиона

Как выбрать правильный “дом для денег”, чтобы в кошельке жили только крупные купюры, а достаток начинал дурманить голову? Расскажет наша статья
читать далее »

Самая компактная коляска

Уже не за горами теплый сезон, а вместе с ним – и поездки на море. Если вы не представляете себя на отдыхе без любимого ребенка, то эта статья именно для вас!
читать далее »

Выбираем книгу для девочки

Что мы знаем о девочках, когда им 15 лет? На самом деле ничего толком не знаем.
читать далее »