Начало

О современной иллюстрации и хорошем вкусе. О детях и музеях. О красоте и доброте.

- Сейчас много модных современных иллюстраторов с индивидуальной запоминающейся манерой письма, но дети их не любят. Стоит ли настаивать и приучать ребенка к качественной иллюстрации? Стоит ли ограничивать его в использовании «художественного ширпотреба»?

- Это уже вопрос развития вкуса, и тут стоит, все-таки, быть настойчивым, показывать ребенку красивые вещи. Есть проверенные временем советские еще художники, которые имеют вес, и они все очень разные. Как раз сейчас половина книг, к сожалению, на одно лицо за счет компьютерной графики и тяги к мультяшным обобщённым образам. Как раз без характера художника они получаются бездушными. Я понимаю, что детям они нравятся, дети на них ведутся, потому что они простые, яркие, понятные, однообразны по стилю. Даже те же диснеевские персонажи тоже во многом однообразны. На мой взгляд, прекрасные детские художники – это Чарушин, Пивоваров, Устинов, Чижиков с его совершенно милыми иллюстрациями. Все эти художники очень индивидуальны. Они все разные, они могут кому-то нравиться, кому-то нет, но они узнаваемы по стилю и очень профессиональны, и душа художника видна.  И при чтении книги нужно обязательно акцентировать внимание ребенка именно на таких иллюстрациях.

- Можно ли человеку без специального художественного образования отличить качественную иллюстрацию от посредственной?

- Не знаю. Здесь, конечно, тоже есть доля личных субъективных предпочтений. Но человек должен увидеть и еще что-то, не только то, что нравится ему лично или его маме с папой. Я, как дочка художника, с детства видела картины, ту же «Мону Лизу», например. У меня в начальной школе была любимая картина «Явление Христа народу» Александра Иванова. И две любимые, просто обожаемые книги: альбом Пикассо с его рисунками, и вторая книга – «Византийское искусство». Это уже резьба по кости, иконы, мозаики, церковная утварь. Совершенно противоположные книги. Я заглядывалась картинками в этих книгах. Во время учебы у меня была практика в музеях. И когда в музее я вдруг поняла, что это предметы из той самой книги, у меня коллапс случился, меня увести оттуда не могли. И пластинку Валентины Левко в шесть лет я просто обожала. Романсы и арии из опер. Мама дома всегда слушала классику. И меня еще проверяла: играет музыка по радио или на пластинке, и мама спрашивала меня, чья это музыка, а я должна была отвечать.

Моя сестра очень не любит сидеть дома, ей нужно постоянно куда-то выбираться, и вот она годовалую дочку брала на руки и шла в музеи, на выставки. С четырех лет она брала дочку в оперу. В шесть лет у ребенка было любимое занятие слушать балет П.И. Чайковского «Щелкунчик». Она просто порхала по комнате под музыку, или сидела какую-нибудь оперу слушала. Вот так родители целенаправленно приучали ребенка и прививали ему хороший вкус.

- Для этого требуется приложить много усилий. Не все родители готовы посвящать столько времени занятиям с ребенком.

- Нет, они сами шли, и просто её брали с собой.

Конечно, тут многое зависит от семьи. Если ребенок не видит ничего кроме одной книжки с компьютерными иллюстрациями, то, конечно, ни о каком вкусе речь не идет. Есть люди, которым это неинтересно в принципе. Вероятно, им в детстве просто не показали, не научили; и они, в свою очередь, не будут учить своих детей этому. Ребенку нужно все показывать и везде водить. Своих детей я старалась возить хотя бы в Санкт-Петербург, и мы обязательно шли либо в Русский музей, либо в Эрмитаж, либо еще куда-то. У меня младшая дочь жутко любила Железнодорожный музей.

Когда родитель проявляет к этому интерес, ребенок поневоле будет интересоваться.

- Как поступить, если родитель сам не очень разбирается в искусстве, но очень хочет привлечь ребенка к этому?

- Просто пойти и посмотреть, хотя бы на уровне понравилось-не понравилось. Даже если вы не разбираетесь где Голландцы, где искусство Раннего Возрождения, а где Позднего, вы, проходя мимо и видя прекрасную вазу, можете просто обратить внимание ребенка на эту красоту.

Конечно, не нужно обходить весь Эрмитаж за один раз. Я привела своих детей в Эрмитаж и предложила им посмотреть Рыцарский Зал. По пути, проходя через три зала, мы мимоходом посмотрели и ручку красивую на двери, и малахит, и еще что-то. Дочкам тогда было лет шесть – семь. С трехлетней племянницей мы ходили в Москве на выставку Шишкина, там были собраны его картины из разных музеев. Мы с ней шли и просто смотрели по сторонам, ёлки на картинах рассматривали.

Если у ребенка это будет постоянно, тогда это уже будет для него как стиль жизни. Открыли с ребенком альбом по искусству и смотрим. Почему ребенок в семь лет не может увидеть Боттичелли? Может, еще и лучше чем в двадцать, когда уже сложились определенные стереотипы. Это все равно нужно знать. Гармоничный человек должен хоть что-то знать из искусства. И это должна быть не картина с пакета полиэтиленового или с обертки от конфет, где все опошлено,  а реальное искусство. Должны родители водить детей в музеи, не обязательно в музеи изобразительного искусства, можно в музей хлеба или музей-квартиру известного человека, да куда угодно. В любом маленьком городе есть музей, в который можно привести  даже совсем маленького ребенка.

Мы с племянницей в Царском селе посетили экспозицию, где все было про баню. Ну что там было: раздевалки, весы, пудреницы, турецкая баня, комната для отдыха с самоваром, и т.д. Ей тогда было лет шесть. Я не рассказывала ей нудно все подряд. Я у неё спрашивала: «Как ты думаешь, что это за помещение?» или «Для чего этот предмет?». Не нужно рассматривать каждый экспонат. Просто посмотрите вокруг, прочитайте этикетку к экспонату. Это может сделать каждый родитель, для этого не требуется никаких специальных знаний.

Попалась вам в музее кукла. Обратите внимание вашего ребенка:

- Посмотри, из чего она сделана? Из папье-маше. А что это такое? Посмотри, какие кружева, а набита она соломой, а ручки глиняные. А теперь представь, какая у тебя куколка сейчас.

Ребенку этого достаточно. Ему нужен образ: вот такой куколкой играл царский ребенок, а вот на таком велосипедике ездил.

Я своих детей постоянно брала на выставки, они просто ходили и рассматривали все вокруг, а потом я спрашивала: «Понравилось что-нибудь?». Не нужно вбивать информацию, повторять. Не запомнил и не надо. Запомнил, слава Богу. Можно на обратном пути просто спросить, что понравилось и что запомнилось. Мы не знаем, что мы запоминаем и что запоминают дети. Это сейчас он впечатлился куклой, а что он вспомнит с этой выставки через двадцать лет, неизвестно, может совершенно другое.

Мы с племянницей и моими дочками постоянно гуляли по Павловскому парку, я постоянно фотографировала, по пути рассказывала, что и где находится. И вот моей дочке на зачете по истории искусств достался вопрос о романтизме в садово-парковых ансамблях, и она рассказала про Павловский парк, то, что я им ходила и без конца показывала. «Мама, ты же нам всю голову забила этим Павловским парком», – сказала она мне потом.

Не нужно ничего навязывать, просто мимоходом обращайте внимание детей на те или иные вещи. Например, я спрашиваю у ребят на занятиях: «Что вы видели красивого сейчас, когда шли по улице?» Очень многие не замечают то, что есть вокруг нас, не обращают внимания. А это качество можно и нужно развивать, тогда в будущем человек мимоходом сможет заметить замечательный красный листок в луже.

Нужно уметь видеть красоту, её необходимо культивировать, как доброту, как всякие другие качества. Нельзя же быть просто добрым только потому, что ты никого не обидел; чтобы быть добрым, нужно помогать другим. Ребенка нужно учить этому, учить обращать внимание на то, что кому-то рядом с тобой может быть плохо.  Сейчас, к сожалению, этому не учат в большинстве своем. Наверное, это потерялось в суете жизни, в повседневных сложностях.

Мы в Vkontakte                           Мы в Facebook