Обустраивая детскую комнату, родители, прежде всего, заботятся о хранении игрушек и детских вещей, часто забывая, что с этими игрушками ребенку нужно где-то играть. Обычно вопрос игрового пространства актуален до средней школы, в более старшем возрасте дети переходят на менее «место-затратные» игрушки.
Огромные замки из кубиков, извилистые железные дороги, россыпь конструктора, незаконченные рисунки на просушке, стулья в ряд для кукольной школы… Чтобы не разрушать всё это игрушечное царство во время каждой рутинной уборки и не создавать себе лишних поводов для ссор, переживаний и ненужных нравоучений, родителям стоит заранее позаботиться об организации игрового пространства для детей.
Этап 1.Теоретический
Игровое пространство – это территория, где ребенок может свободно играть, устанавливая свои правила использования этой территории и обустраивая её по своему вкусу и удобству, при этом, не слишком мешая другим членам семьи и не создавая глобальных проблем во время рутинных уборок.
Родителям необходимо очень четко определить для себя:
- какие территории,
- в каком количестве
- и на каких условиях вы готовы передать ребенку в собственность.
Важно: обсудите эти моменты вместе со всеми взрослыми членами семьи, включая старших детей.
Например, у нас детям разрешено играть в гостиной при условии, что все игрушки будут убраны вечером. Разбрасывать игрушки, устраивать глобальные многодневные застройки, расклеивать наклейки и развешивать украшения по собственному усмотрению детям разрешено только в детской.
Родителям необходимо четко и понятно объяснить ребенку:
- где можно играть,
- где играть нельзя и почему (например, нельзя играть в кухне на полу, т.к. это опасно, но можно заниматься за кухонным столом, если ребенку хочется побыть с вами рядом во время ваших домашних дел),
- на каких условиях он может играть (например, в детской можно оставлять игрушечные постройки на нужное время, в гостиной требуется всё убрать вечером),
- и обсудите с ребенком детали, если ему что-то непонятно или он не доволен вашим решением.
Важно: будьте гибкими на этапе обсуждения деталей с ребенком. Если он предлагает вам свой, но вполне допустимый для вас вариант, поддержите его выбор. Малыш будет чувствовать свою ответственность за дела семьи, а выполнение правил для него будет более понятным.
Важно: дошкольник или младший школьник не сможет усвоить ваши правила с первого раза. Не нервничайте из-за этого, просто напоминайте о правилах столько, сколько потребуется. И, главное, не отступайте от намеченного курса, когда правила уже оговорены.
Важно: Прежде чем предъявлять ребенку ваши правила, поставьте себя на его место и оцените, насколько объективно выполнимы для ребенка придуманные вами правила.
Этап 2. Практический. Обустройство игровых зон
Недостаточно просто выдумать правила, озадачить ими ребенка и ждать результата и порядка. Родителям необходимо обустроить эти зоны и позаботиться об их удобстве для ребенка.
- На этапе планирования и строительства/ремонта дома или квартиры вы можете убрать лишние стены межу комнатами, тогда у вас появится больше свободного пространства. Мы, например, объединили кухню, гостиную и коридор и в результате получили достаточно места даже для самокатных и машинных гонок, хотя площадь у нас не очень большая. Кроме того, эта зона хорошо просматривается со всех точек, что немаловажно при наличии маленьких детей и «больших» домашних дел.
- Между некоторыми помещениями вы можете сделать достаточно большие раздвижные двери, что позволит увеличить пространство для активных игр и обзор этих зон.
- Пол – наиболее удобное и безопасное место для игр. Для того чтобы играть на полу деткам было удобнее, а вам – проще наводить порядок, выберите несколько подходящих аксессуаров: вместительные контейнеры, открытые полочки с контейнерами и колесиками для более легкого передвижения, пуфики и скамеечки 2 в 1, коврики, которые можно использовать в ходе игр, или коврики-мешки, подвесные кармашки.
- Используйте в качестве игрового пространства мебель.
- Несколько невысоких тумбочек, поставленных в ряд, обеспечат ребенку место для игр. С мягкими подушками ребенок сможет удобно устроиться и почитать в этом уголке или построить кукольный дом, дорогу и т.д. А вы, не тратя времени на перемещение игрушек,быстро справитесь с уборкой в этой игровой зоне.
- Двухъярусные центры. В таких центрах внизу обычно располагается рабочая или игровая зона, а наверху – кровать.
- Спортивный центр. Для дошкольников хорошо подходят спортивные центры типа «Ранний старт», которые более безопасны по сравнению с обычными шведскими стенками. Такой центр легко можно превратить в дом, палатку, замок и даже кукольный театр, используя соответствующий чехол. Играть внутри такого центра очень удобно, так как снизу закрепляется мат, что позволяет родителям передвинуть центр со всем, что находится внутри. В таких центрах при недостатке свободного места можно оставлять контейнеры с игрушками, снимая их на время спортивных занятий.
- В выдвижных ящиках под кроватью дети могут создавать свои сказочные миры, кукольные квартирки или складывать на ночь самые «ходовые» в данный момент игрушки.
- Подоконник (при условии, что вы уверены в полной безопасности этого места!!!) можно использовать так же как и тумбочки.
- Не забывайте о том, что ребенку тоже иногда хочется побыть в одиночестве. Обустройте для него уютное место, где он сможет остаться наедине с собой. Для этого можно воспользоваться пологом на кровать или подвесным сиденьем.
Создавая игровую зону для своего ребенка, вы дарите ему свободу и возможность создавать свой собственный мир, фантазировать, развиваться. А для детей это намного важнее, чем уметь правильно и красиво раскладывать вещи по местам. Обладая чем бы то ни было (своими игрушками, своей игровой территорией, правом принимать решения, и т.д.), ребенок учится ответственности, учится оценивать свои возможности, последствия своих действий, и многим другим важным вещам, которые непременно пригодятся ему во взрослой жизни.
Не ищите порядок там, где есть маленькие дети. Лучше ищите там радость, смех и свободу быть самим собой!
Мы в Vkontakte Мы в Facebook