В каком месте лучше ставить стол. Достаточно ли одной настольной лампы. Бонусы правильной осанки. Сегодня об этом.
Расположение
Если у ребёнка нет собственной комнаты, постарайтесь выделить ему отдельное рабочее пространство. Это поможет не сбиваться с учебного настроя и держать всё необходимое в одном месте.
Если рабочее место ребёнка находится в общей комнате, расположите его так, чтобы в зоне внимания не оказался телевизор или монитор компьютера – малыш не будет отвлекаться. Можно использовать ширму или мобильную перегородку – визуально разделяющее комнату, изолированное место для выполнения домашних заданий.
Рекомендуется располагать рабочий стол школьника рядом с окном, но ставить его не прямо, а боком, потому что прямой свет, отражаясь от поверхности стола, в той же степени, что и недостаточная освещённость, может негативно отразиться на зрении ребёнка. Если другой возможности расположить письменный стол нет, хотя бы не придвигайте его вплотную к окну – свет будет рассеянным.
Психологи рекомендуют ставить письменный стол ребёнка таким образом, чтобы вход в комнату был в поле его зрения. Ему нечего скрывать, но многие люди ощущают дискомфорт, когда не видят, кто в любую минуту может зайти. По возможности, не создавайте дополнительное напряжение.
Освещение
Для правшей свет должен падать слева или спереди, для левшей – справа. Это касается и дневного освещения и расположения настольной лампы. Лучше использовать лампу накаливания, мощностью 50-75 Вт и матовый абажур молочного, зелёного или желтого цвета. Слишком яркое освещение и границы между светом и тенью вызывает резь в глазах и ведёт к близорукости, поэтому вечером включайте и общий свет тоже. Свет от лампы должен быть мягким. Лампа на струбцине с телескопической штангой экономит место, но её нельзя передвигать по столу. Зато можно регулировать угол падения света – что тоже немаловажно.
Мебель
В идеале подойдут «растущие» неполированные стул и стол со скруглёнными углами, высота которых регулируется в соответствии с ростом ребёнка. Хорошо, если есть возможность регулировать угол наклона столешницы – это снижает нагрузку на позвоночник. Если рабочая поверхность прямая, рекомендуется использовать подставку для книг.
Столешница расположена на уровне солнечного сплетения, локти опущенных рук не ниже 5 см от поверхности (а если поставить локти на поверхность, то сидя с прямой спиной ребёнок может коснуться виска пальцами). Глубина рабочей поверхности 60-80 см (не больше 52см, если ребёнок ниже 120 см), ширина – не менее 120 см. Стул на 4-5 см должен заходить за край стола, сидение вогнутое, спинка прямая, желательно высотой до уровня лопаток, ноги ребёнка не должны болтаться в воздухе. Никаких подлокотников у кресла или стула – локти лежат на столе.
Мебель светлых тонов лучше воспринимается психологически, а ещё на ней не так заметны царапины.
Организация пространства
- каждой вещи своё место
- всё под рукой, но не мешается
- никаких ярких отвлекающих деталей в поле зрения
- контейнеры, подвесные модули и корзины идеальны там, где нет возможности повесить полки.
- прозрачные ячейки контейнеров для хранения или специальная маркировка поможет ребёнку ориентироваться в собственных вещах
- поддержать порядок в нескольких небольших контейнерах проще, чем в одном большом
- пригодится доска для записей и напоминаний – грифельная или стеклянная. А к пробковой доске можно прикреплять работы ребёнка – рисунки и аппликации.
Важность правильной позы
Начиная с первых дней обучения, ребёнок проводит довольно много времени за письменным столом, что может сказаться на его осанке и, как следствие, на состоянии здоровья.
Как?
- ступни плотно стоят на полу (либо на специальной подставке или жёсткой скамеечке)
- ноги (все суставы: колени, бёдра, голеностоп) под прямым углом
- колени не упираются в столешницу снизу
- спина прямая, плечи опущены и расслаблены
- поясница выгнута таким образом, что грудная клетка слегка приподнята
Почему?
Несколько важных НЕ
НЕ напрягается спина (как следствие, НЕ повреждаются диски позвоночника и НЕ защемляются нервы – что НЕ приведёт к болям)
НЕ напрягается зрение
дыхание НЕ затруднено
НЕ деформируются мышцы пресса
Важно!
Установите таймер или следите самостоятельно за тем, чтобы каждые 15 минут ребёнок менял позу, а ещё лучше – вставал и делал небольшую разминку, в школе на уроках их называют «физминутки». Это и немного разгрузит голову и снимет физическое напряжение.
Не забывайте про гимнастику для глаз и пальчиков.
Задание седьмого дня: если вы ещё не устроили рабочее пространство вашего ребёнка – пора приступить. Если у него уже есть собственные стол, стул и полки для учебных принадлежностей, проверьте, соответствует ли рабочее место вашего ребёнка рекомендациям специалистов.
Обсудить задание и получить консультацию вы можете в группах: