В какой-то момент, где-то в конце 90-х – начале 2000-х гг., с полок книжных магазинов совершенно исчезли научно-популярные книги российских авторов. Переиздания старых советских текстов конечно же продолжались, читатели не лишились любимых математических книг Я. Перельмана или занимательных историй М. Ильина, но вот новых энциклопедий и познавательных изданий стало очевидно мало.

Их место заняли переводные пёстрые энциклопедии, сделанные по довольно странному принципу: рядом с большим количеством иллюстраций помещались небольшие фрагменты текста, не связанные друг с другом в единый текст и объединенные лишь общей темой книги. Допустим, в такой энциклопедии о звездах и космосе на странице, посвященной Солнечной системе, могли быть факты о той и другой планете, в другом углу страницы – пара слов о гравитации, в третьем – модель гелиоцентрической системы мира, а в четвертом – абзац с кратким рассказом о космологических представлениях древних народов. Естественно, что читатели начали скучать по привычным пространным текстам, сделанным с участием квалифицированных научных консультантов и вымуштрованных советских редакторов. (Хотя тут, пожалуй, можно заметить, что многие наши читатели вообще любят поскучать по прежним книжкам, которые решительно все были «лучше нынешних»).

К счастью, в последнее время появились весомые поводы говорить о возвращении качественных отечественных научно-популярных книжек. Они не повторяют прежних образцов, может быть даже стоит говорить не о возрождении нашего научпопа, а о новом его поколении.

Во-первых, тексты стали лаконичнее и короче, в книгах больше изобразительного материала, и он зачастую интереснее и качественнее. Это связано как с новыми возможностями полиграфии, о которых несколько десятилетий назад создатели 12-томника «Детская энциклопедия» не могли и мечтать, так и с общей тенденцией: сейчас практически везде наблюдается увеличение объема картинок и инфографики в ущерб текстовым описаниям.

Во-вторых, в рассказах значительно снизился градус наукообразности в пользу увлекательности, вместо вороха дат и фамилий авторы предлагают занимательные факты, неожиданные сведения и лаконичные определения понятий.

В-третьих, почти все нынешние новые энциклопедические и просто познавательные издания снабжены некоторым элементом интерактивности. Внутри книги может быть пригласительный билет на выставку и лекцию по книге, ссылка на интернет-сайт, плейлист или youtube-канал, созданный специально для данного текста, а то и игра, кроссворд, бумажная модель или прочие «занималки» по теме книжки. Впрочем, упомянутая интерактивность нынче присутствует в любой книге, даже если авторы и не преследуют такой цели, просто потому что не нужно топать в библиотеку, чтобы узнать больше, достаточно запустить google, и тут же найдется фильм на ту же тему, куча картинок и ещё пара фактов, которые решительно опровергнут все, что утверждал автор.
Из последних отечественных научно-популярных изданий такого рода обращают на себя внимание некоторые выпуски серии «Детская энциклопедия Росмэн» (особенно «Народы России», подготовленная совместно с Институтом этнографии РАН), книги издательства «Пешком в историю», познавательные выпуски серии «Настя и Никита», аудиоэнциклопедии про Чевостика Е. Качур, которые выходят в аудиоформате в издательстве «Елена» и в привычном книжном – в «Манн, Иванов и Фербер». Этой осенью появились ещё два примечательных издательских проекта: московское издательство «Арт-Волхонка» представило новую серию «О музыке просто», а питерский «Фордевинд» выпустил свою первую «Маленькую энциклопедию». Книги эти – о музыке, и посвящены вовсе не самым расхожим предметам, а затрагивают области довольно редкие, узкоспециальные.


Марк Пекарский Бей в барабан и не бойся! Истории дядюшки Маркуса

Рассмотреть на Ozon.ru • 433 руб. Рассмотреть в Лабиринте • 488 руб.

 

Первая книга серии «О музыке просто» представляет нам предмет широко распространенный и в то же время для публики малоизвестный, а именно: ударные инструменты, их историю, теорию и место в мировой музыкальной культуре. Рассказывает об этом Дядюшка Маркус, он же – Марк Пекарский, – известный во всем мире исполнитель на ударных инструментах.
Сегодняшняя моя жизнь – сущий барабанный ад: я играю на ударных, я учу играть на ударных, я коллекционирую ударные, я пишу об ударных, наконец – я пишу для ударных!
В начале книги автор немного пишет о себе и о профессии музыканта-ударника (кстати, тем же самым он книгу завершает). Читатель узнает, что не обязательно заниматься музыкой с 5-6 лет, чтобы стать ударником, можно начинать гораздо позже.Зато нужно уметь самостоятельно ремонтировать свои инструменты, быстро бегать и иметь нешуточную выдержку, ведь ударнику приходится порой проводить немалое время в совершенно неудобных позах.
Автор рассказывает историю ударных, приводит примеры самых древних инструментов и описывает массу интересных мифов, легенд и ритуалов. Характеристикам разных ударных – барабанов, «шумелок» и «звенелок» – посвящена большая часть книги. Мы познакомимся с тамтамами, дамару, индонезийскими гамеланами, тайко, дарабукой, конгой и прочими инструментами, а также узнаем о музыке, которая была бы невозможной без участия именно этих ударных. В конце мы узнаем, как ударные инструменты завоевывали свое место на музыкальном олимпе, познакомимся с композиторами, сочинявшими музыку для ударных, и некоторыми самыми знаменитыми «ударниками».
Пекарский говорит с читателем просто, увлекательно и только по делу. Именно такой подход позволил ему рассказать много и интересно, а написать – мало. Книга из 72 страниц очень обильно и толково проиллюстрирована, рисунки перемежаются с коллажами, а те дополнены изображениями артефактов, произведений искусства и фотографиями разнообразных инструментов. Дизайнер издания как следует поупражнялся с шрифтами, так что «Бей барабан…» написана черными, синими, белыми и красными цветами разного размера, а каждая главка занимает всего один разворот. Читать такую книжку, выполненную в лучших традициях конструктивизма и «Окон Роста», можно с любого места, хотя лучше всего с начала до конца.

Марк Пекарский Бей в барабан и не бойся! Истории дядюшки Маркуса. – М.: Арт-Волхонка, 2014. – 72 с., ил. – ISBN 978-5-904508-49-4.
Следующая книга серии: Е. Сергиевская «О музыке просто»


М. Ковалева, Ю. Лемеш Опера:маленькая музыкальная энциклопедия

Рассмотреть в Лабиринте • 468 руб.

 

«Маленькие энциклопедии» издательства «Фордевинд», в отличие от предыдущей серии, вовсе не будут посвящены исключительно музыке. Они будут разными, но все «о вещах, которые кажутся слишком сложными, чтобы быть предметами энциклопедии для детей». Является ли таким предметом опера, ставшая главной темой первой энциклопедии? Не исключено. В конце концов, вряд ли так уж часто можно встретить юных ценителей оперы даже среди учеников музыкальной школы. Хотя наверняка появление такой книги изменит ситуацию!

Книга говорит об опере с позиции зрителя, практически дилетанта. Все начинается с самого простого – билета в оперный театр и рассказа о том, как устроен театр и зачем нужны либретто, программка, капельдинер, или там страфонтен. Торжественно-вычурный оперный театр, появившийся существенно раньше нас, где нужно то ли надевать вечерний туалет, то ли занимать очередь в буфет (мы, нынешние, толком уже и не знаем) становится в этой книге совершенно знакомым и понятным. Ведь авторы растолковали смысл и назначение каждой детали этого сложного конструктора, от устройства занавеса до смысла оркестровой ямы. Читатель узнает о том, почему в оперных театрах самые красивые люстры, как работает дирижер, что такое амплуа, какого рода задачи стоят перед режиссёром-постановщиком оперы (задачи, кстати, самые настоящие изобретательские, то есть «открытые» и не имеющие единого решения), из каких частей опера состоит и многое другое. Не обошлось и без краткого курса профориентации, в котором читатель знакомится с основными профессиями, востребованными при постановке оперного спектакля.

Повествование о том, как все в театре устроено, перемежается с главами о разных операх. После главки «Фойе» мы встречаем оперу «Снегурочка», вслед за ней знакомимся со зрительным залом и опять прыгаем к очередной опере – «Мадам Баттерфляй». Так на двадцать главок об оперном театре, опере, нюансах сценографии, режиссурыи театральной условности приходится десять рассказов о знаменитых операх русских и зарубежных композиторов. Достаточно сказать о том, что почти все главы проиллюстрированы разными художниками, чтобы заключить: книжка получилась… синтетическая. Такая же, как сама опера, где люди умудрились соединить в одно целое музыку, пение, театр и десяток других искусств.

Если продолжить рассуждать на тему оформления книги, то невольно хочется задаться вопросом: насколько оправдано создавать такое лоскутное одеяло иллюстраций, совершенно разных по характеру и стилю исполнения? (Кстати, вспомним, что это не первый подобный эксперимент «Фордевинда», то же самое было сделано в книге И. Зартайской «Все бабушки умеют летать», где представлено целых 22 иллюстратора). Думается, в случа с оперой прием выглядит уместным, ведь каждый спектакль имеет свой характер и свои неповторимые декорации, прообразы которых и предлагает книга.

Не обошлось тут без упомянутого выше элемента интерактивности: создатели книги подобрали самые яркие музыкальные фрагменты из каждой описанной в книге оперы, и собрали их в плейлист на сервисе яндекс.музыка, ссылка на который помещена на страницах книги. Можно сразу смотреть и слушать!

Интересно, что книжка не так проста, как кажется с первого взгляда. Все, что написано, казалось бы, об опере, которую и слушают-то только любители, то есть предмете очень специальном, на самом деле имеет отношение очень ко многим, и авторы книги постоянно на это намекают. Они как бы невзначай напоминают те или иные тексты из известных опер, которые знакомы каждому детсадовцу (хотя он может и не знает, что это – из Оперы),хобби, не чуждые многим из нас (оказывается, композиторы, сочинители опер, увлекалисьтем же самым), эмоции, которые на фоне одних и тех же историй и декораций испытывают как профессионалы, так и дилетанты. Такое впечатление, будто авторы книги захотели рассказать читателям о том, что опера – не удел некоторых, вроде коллекционирования антиквариата, а вообще может понравиться всякому, примерно как «Yesterday»в исполнении Пола МакКартни. И знаете что? Они весьма убедительны!

М. Ковалева, Ю. Лемеш Опера:маленькая музыкальная энциклопедия. – СПб.:Фордевинд, 2014. – 96 с., ил. – ISBN 978-5-904736-25-5.
Следующая книга серии: Б. Г. Кипнис «Наполеон: маленькая историческая энциклопедия»

Мы в Vkontakte                           Мы в Facebook

 


Другие статьи:

Две книги о том, что делать, если ваш ребенок неряшлив

Если ваш ребенок не отличается чистоплотностью, советуем оставить временно горькие переживания и предлагаем обратиться к испытанному средству — попытаемся найти что-нибудь похожее в художественной литературе. Вдруг там найдется спасение?
читать далее »

 
Две книги о том, что делать, если вы ударили ребенка

Наверное, каждому из нас приходилось терять над собой контроль. Эти моменты мы всегда вспоминаем со стыдом — я, взрослый, ударил ребенка. Попробуем узнать себя в одном из трех случаев, описанных в художественной литературе. Возможно, это наведет на подходящие мысли?
читать далее »

 
Две книги о том, что делать, если ребенок обманывает

Что делать, когда ребенок обманывает? Стыдить? Наказывать? Не подавать вида? Может, поговорить начистоту? Но он не хочет! Попробуем остыть и продолжить наш эксперимент: найти ответ в художественной литературе.
читать далее »

Две книги о том, что делают родители, когда дети выводят их из себя

Иной раз просто слов нет на этих детей. И что делать? Что нам делать? А что, если попробовать найти ответ в других книгах? В художественной литературе?
читать далее »

Зачем читать про плохое

Сегодня наш штатный библиотерапевт расскажет, для чего нужно читать книги “про плохое” и какая от этого польза.
читать далее »