Жанр: реалистичная повесть об «особом» ребёнке
Тематика: История, рассказанная девочкой, страдающей ДЦП, об её внутреннем мире, надеждах и разочарованиях, инклюзивном обучении и событиях в школе
Ключевые слова: дети, особый ребёнок, инвалидность, ДЦП, инклюзивное обучение
Знания и навыки: Книга поможет здоровым детям понять «особого» ребёнка и выстроить адекватные отношения с такими детьми. Также важно ознакомиться с этой книгой родителям и учителям: одни увидят там хорошую модель родительского поведения, направленную на помощь и защиту своего ребёнка, вторые смогут проанализировать плюсы и минусы инклюзивного обучения в другой стране.
Для какого возраста: 10-16 лет, родителям
Для самостоятельного чтения

 

Купить на Ozon.ru • 450 руб. Купить в Лабиринте • 466 руб.

Американская писательница Шэрон Дрейпер написала множество книг для подростков. Некоторые из них были отмечены литературными премиями и выдержали уже несколько переизданий, однако «Розовый жираф» выбрал не премированную книжку, а относительно новую повесть 2010 г. «Привет, давай поговорим!» Книгу, в которой девочка, с рождения больная детским церебральным параличом, рассказывает свою историю.

Как только читатель узнаёт тематику книги, он почти наверняка немного внутренне напрягается и настраивается то ли на жалость и грусть, то ли на этакий голливудский вариант, когда инвалид или чудом выздоравливает, или же, оставаясь всё-таки инвалидом, делает всех вокруг счастливыми и сам выигрывает кучу заслуженных и сюрпризных бонусов. Не стоит обольщаться – в книге Ш. Дрейпер не будет ни того, ни другого. Вместо этого стоит ждать искренней реалистичной истории, в которой будет много плохого и хорошего, как в любой настоящей истории, и много размышлений и событий, которые помогут нам немного иначе смотреть на детей с инвалидностью и их место в обществе.

Мелоди 10 лет, и она – юный Стивен Хокинг. Она не может ходить, говорить, она почти не может шевелиться и не умеет жевать самостоятельно. Зато в её голове тысячи слов и знаний, много мыслей и чувств. Вот только никто, кроме родителей и няни об этом не догадывается! С помощью компьютера с устройством для воспроизведения речи Мелоди удаётся показать свои способности учителям и ребятам в классе и даже войти в школьную команду вундеркиндов. Собственно вокруг этого события – доказательство Мелоди, что она знает и понимает не меньше других, её подготовка к игре эрудитов, сама игра и то, что случилось после неё, – и выстроен весь сюжет. Получается обычная школьная история, с непростыми, но вполне привычными взаимоотношениями между одноклассниками, переживаниями родителей, любящей семьёй и умной девочкой с интересным внутренним миром. Но поскольку девочка эта весьма необычная, по ходу действия мы узнаём и понимаем очень много важного.

Вот, например, что такое ДЦП? Как чувствует себя ребёнок с больным телом, но вполне здоровым мозгом, когда не получается шевелиться и разговаривать, но получается думать? Мелоди на протяжении всей книги подробно рассказывает о том, как она живёт, чем её жизнь отличается от существования обычной здоровой девочки. Что особенно ценно, рассказывает она без слёз и трагедий, без бесконечной жалости к себе, а с вполне обычными для детей этого возраста эмоциями. Есть у неё свои радости и конечно печали, а также представление о том, что у всех свои особенности и недостатки. Ей, увы, повезло меньше других, но что ж теперь делать? Продолжать жить! Свою автобиографию она начинает так:

Наверное, у обычного пятиклассника в жизни полно проблем. Домашние задания. Отношения с родителями. Желание быть самым крутым и модным. Желание играть в любимые игрушки – и казаться взрослым в одно и то же время. Запах под мышками.

И у меня проблемы всё те же, и ещё миллион других. Объяснить людям, чего я хочу. Выглядеть прилично. Быть как все. А может, и я однажды понравлюсь какому-нибудь мальчику? Может, он что-то во мне увидит?..

Мне почти одиннадцать. За всю жизнь я не произнесла ни слова.

Мелоди учится в специальном классе для особых детей. В её школе, как впрочем во многих школах США, осуществляется инклюзивное обучение, то есть существует система, при которой дети с особыми потребностями обучаются в классе вместе со здоровыми детьми, поэтому Мелоди посещает уроки вместе с обычными пятиклассниками. В России инклюзивное обучение только начинает внедряться и о таких вещах, как пандусы для инвалидных колясок, специальный школьный автобус, доставляющий детей с особыми потребностями в школу и обратно, персональный помощник для тех, кто не может шевелиться самостоятельно, – это какие-то непостижимые нами вещи из другого, лучшего мира. Из книги нам становится понятно, что и в лучшем мире у инклюзивного обучения всё ещё есть множество проблем, и лежат они не в материальной плоскости или методиках обучения (хотя и с этим не всё так гладко, достаточно почитать рассказ Мелоди об учителях в их специальном классе), а во взаимоотношениях и психологии. В повести «Привет, давай поговорим» обычные дети испытывают сложности, общаясь со своим «особым» ровесником, он не делается частью общей команды и вынужден скорее наблюдать со стороны повседневную детскую жизнь. Как себя вести с особым ребёнком и что ему сказать? Надо его жалеть или лучше вовсе не замечать? Автор, кажется, даёт всем нам хороший совет: не нужно ни жалости, ни равнодушия, лучшим вариантом будут уважительное дружелюбие, улыбка и понимание того, что у каждого из нас свои особенности. Кажется, что чтение этой книги подростками поможет развитию инклюзии и решению её проблем не меньше, чем специально разработанная государственная программа поддержки!

Ещё одна сторона, которую важно понаблюдать в книге, особенно читателям-родителям – это рассказ о семье Мелоди. В семье, где есть двое детей, ребёнок-инвалид и здоровая девочка, любят и защищают, учатся понимать и принимать такими, какие они есть, обоих детей. Поведение мамы Мелоди в кабинете доктора и в школе вызывает восхищение, а то, как она объясняет всем и каждому, что у неё «особый» и при этом очень умный, хороший и любимый ребёнок, – уважение.

И ещё одно читатель поймёт из этой книги. Предательство Мелоди одноклассниками – оно отвратительно не потому, что остальные здоровые дети не подумали о несчастной девочке-инвалиде. Оно гадко само по себе. Потому что предательство – оно предательство и есть.

Может быть, Шэрон Дрейпер неспроста взялась за такую тему: её собственный ребёнок болен ДЦП. Но образ Мелоди она не списывала со своей дочери, в интервью автор указывает, что ей важно было создать героиню, такую яркую личность с собственным внутренним голосом и богатым внутренним миром, которую бы услышали, пусть она даже не может говорить, и которую хочется уважать, а не жалеть. Хочется верить, что, благодаря книжной Мелоди, читатели начнут лучше слышать и понимать таких детей, как героиня книги.

Шэрон Дрейпер. Привет, давай поговорим! – М.: Розовый жираф, 2012. – 288 с. – ISBN: 978-5-4370-0010-6


Другие рецензии:

Как оно было в 1970-е гг. в США

Читатель сможет увидеть и сравнить, как изменилась жизнь подростков по сравнению с 70-ми гг. прошлого века, хотя подростки, кажется, остались такими же.
читать далее »

Вспомнить, как смеются и свистят

Рассказы из книги «Смеяться и свистеть» покажут подросткам, как сильно отличается мир вещей и смыслов нынешнего детства и детства поколения автора книги.
читать далее »

Грустная история одной гориллы

Это на редкость печальная и даже трагичная история. Горилла Салли Джонс попадает из одной переделки в другую, переживает предательство, неволю, издевательства, боль одиночества, горе потерянной любви…
читать далее »