Для многих мам время, когда малыш идет в детский сад, становится очень волнительным и тревожным. Еще бы, это период, когда наш малыш должен научиться быть более самостоятельным и обходиться без постоянного маминого присутствия. Тут стразу и не скажешь, кому приходится труднее – нам, беспокоящимся мамам, или нашим отважным малышам. По себе знаю, как нелегко оставить первый раз свое чадо под присмотром незнакомой воспитательницы, перед этим наслушавшись ужасов о детских садах от «бывалых мам»!

На самом деле все не так страшно. Начнем с того, что все мы, ну или большинство, все-таки там были, а там, как мы помним, не так все трагично.

Знакомство с детским садом должно начинаться задолго до того дня, когда ребенок там окажется. Ребенок должен знать, что такое детский сад, для чего он нужен, что там делают другие ребятишки. Ни в коем случае не запугивайте ребенка фразами типа: «Вот пойдешь в детский сад – тебя там научат!», «Вот не будешь слушаться – оставлю тебя в детском саду!» Не нужно настраивать малыша на заведомо негативное отношение, ведь на самом деле большинству малышей в дальнейшем будет нравится времяпрепровождение в детском саду.

Остановимся на нескольких советах, которые будут полезны при подготовке ребенка к детскому саду.

Гуляйте вокруг детского сада, а если есть возможность – по территории площадки садика. Во время прогулок рассказывайте про детский сад и то, чем там занимаются дети: все вместе гуляют, играют, поют песенки, танцуют (а так же лепят, рисуют, читают книжки и т.д.). Заранее готовьте к тому, что детки там уже взрослые, поэтому они остаются без мам. Вспомните себя, ведь в детстве так хотелось скорее стать взрослыми: это во многом помогает перешагнуть тот барьер, когда придется отпустить маму – «как взрослому». Такой разговор скорее всего возбудит интерес и любопытство малыша настолько, что он уже с нетерпением будет ждать, когда ему можно будет пойти в детский садик.

Познакомьте ребенка с воспитателями и ребятишкам, которые уже начали посещать группу. Это знакомство лучше провести на площадке во время прогулки, обычно воспитатели не против такого контакта. Перед полноценным посещением детского сада, сходите на такую совместную прогулку с группой несколько раз, обязательно выполнив следующие моменты:

  • Объясните, что воспитатель в группе будет всегда рядом, что ее всегда можно попросить о помощи, будь то развязанный шнурок, потерянная игрушка, плохое самочувствие, любое беспокойство и т.п.
  • Познакомьте ребенка с ребятами из его группы – в следующий раз будет гораздо проще, ведь вокруг будут уже знакомые лица.
  • Объясните, что все игрушки в саду общие: если игрушка уже занята, ни в коем случае нельзя ее отбирать. Еще одно правило касается игрушек взятых из дома: если игрушка принесена в сад и показана деткам, то ею обязательно нужно делиться, если делиться не хочешь – в сад игрушки не носим.

Итак, к моменту первого посещения ребенок должен знать ,что он идет в садик потому что :

  • он уже «большой и взрослый»;
  • в садике весело и интересно, там много игрушек и много ребятишек, с которыми можно дружить.

Будет лучше, если первые дни посещения детского сада (3-4 дня), мама проведет с ребенком в группе: сначала полностью, затем сократив свое присутствие до минимума. Во многих садах воспитатели не приветствуют это желание мамы, но если настойчиво объяснить что первые 5 дней адаптации могут пройти для ребенка тяжело, то препятствий с их стороны не возникает.

Я проводила эти дни по такой схеме:

1 день: вовлечь малыша в коллектив (совместные игры, совместное принятие пищи и прочее).
Время посещения: 1,5-2 часа. Мама постоянно в группе.

Лучше приходить к завтраку, даже если малыш еще сам плохо управляет ложкой, за компанию он не откажется посидеть за столом. Даже плохо кушающие дети обычно не отказываются от булочки с маслом, кусочка сыра или чашки какао за общим столом. Обратите внимание ребенка на то, что он взрослый, что все остальные ребятки пытаются справляться сами. Ваше присутствие должно быть максимально незаметным. Через 1,5-2 часа нужно будет пойти домой, даже если малыш заигрался и остался бы еще –для первого дня и так будет довольно впечатлений.

2 день: делаем несколько попыток оставить кроху в группе одного.
Время посещения: 2 -2,5 часа.

Можно отойти под каким-то предлогом в раздевалку, в коридор для важного звонка и т.п. Если ребенок вас не отпускает, то повторите программу первого дня, вовлеките ребенка в совместные игры и занятия.

3 день: оставляем ребенка одного на более длительный период.
Время посещения 2-3 часа.

Если ваши минутные отлучки ребенок пережил хорошо, то проблем возникнуть не должно. После совместного завтрака вы можете отправиться на поиски потерянного ключа, попросив малыша подождать в группе, или сказать, что вы пойдете помогать мыть посуду после завтрака. :) Когда вернетесь, не забудьте похвалить малыша. Попробуйте в конце третьего дня оставить ребенка одного, побыв, например, в раздевалке.

4 день: самостоятельное присутствие ребенка в саду.
Время посещения: 1 час

Отведите малыша в детский садик и сразу покиньте его, придумав какую-нибудь весомую причину. Обязательно предупредите о том, что мама скоро придет! Можно сказать, что вернетесь сразу после завтрака, можно пообещать маленький сюрприз – как награду за то, что малыш делает такой взрослый шаг!

В последующие дни время посещения можно увеличивать в зависимости от поведения ребенка на 1-2 часа. В целом период адаптации может выглядеть так:

Конечно это примерный график, все может варьироваться в зависимости от поведения ребенка и степени его адаптации на данный момент, но не стоит затягивать период нахождения мамы в группе более 4-5 дней, а также спешить с тем, чтобы оставлять ребенка на полный день слишком быстро. Привыкание должно проходить постепенно и без стрессов. Ведь только в этом случае малыш будет ходит в садик с удовольствием, а вы сможете спокойно отправляться на работу, не переживая за уже такого взрослого и самостоятельного дошколенка!


Другие рецензии:

Вечерние рутины для малышей

Если каждый вечер вы вступаете в бой с собственным ребенком, включающий и истерики, и эмоциональный шантаж (ребенок начинает вызывать и пользуется вашим чувством вины и жалости), у вас явно плохой сон.
читать далее »

Первый раз к стоматологу

Обычно, дети боятся стоматолога. Был ли негативный опыт подобных визитов, не было ли его: и в том, и другом случае важно с ребенком быть честным.
читать далее »

Слинг, рюкзак или кенгуру?

Если еще несколько лет назад женщина, несущая своего малыша в слинге или рюкзаке, вызывала всеобщее удивление, то сегодня все больше мам вновь осваивают древнюю науку ношения ребенка на себе.
читать далее »