Летом нужно отдыхать, а не учиться, – так считает подавляющее большинство детей и значительная часть родителей. На самом деле это не очень верно – летом дети, проводящие большую часть дня на свежем воздухе, в состоянии свободной игры и движения, учатся едва ли не большему количеству полезных и важных вещей, чем во время учебы в школе или занятий в детском саду и на дополнительных кружках.

Так что лето – это время, когда нужно отдохнуть от организованных «по школьному принципу» занятий, занятий-уроков, и учиться каким-нибудь необычным и интересным способом. Зачем в таком случае нужен план? Да просто настоящей fly-маме по плану легче ориентироваться и удобнее работать.

Какими должны быть занятия летом? Нам думается, что хорошо вписываются в идею счастливого и продуктивного лета следующие принципы:

  • Заниматься летом лучше всего на улице, на свежем воздухе. Не обязательно непременно заниматься спортом и подвижными играми. Рисованием, математикой, конструированием, чтением и любым другим любимым делом тоже можно.
  • Летом обычно больше свободного времени не только у детей, но и у взрослых. Обязательно стоит накануне составить список книг, которые вы прочитаете своему ребенку вслух эти летом (да-да, даже если ему уже стукнуло 12, и он перегнал вас по росту и весу). Пусть перед сном или в любое другое удобное время состоится вечернее семейное чтение.
  • Все занятия проводим не в форме уроков и выполнения заданий в тетрадках, а в игровой форме, неожиданной, азартной и интересной. Например, вместо решения однотипных примеров на бумажке – играем в настольную игру 10 свинок, а вместо написания очередного сочинения играем в настольные игры для начинающих сказочников.

В свободные каникулярные дни всегда стоит вопрос: что же выбрать из всего возможного спектра занятий и заданий для ребенка? То, что у него не получается, допустим, математику, по которой он «отстающий», или наоборот, любимое занятие, в котором ребёнок успешен? Многое будет зависеть от того, как вы на него ответите.

Можно разделить время занятий на четыре равные части, где первое слагаемое – занятия любимым делом, второе – занятия чем-то интересным, чем вы еще ни разу не занимались, третье – занятия теми областями знаний, в которых у ребенка есть трудности, а последнее – это время для прекрасного занятия – ничегонеделания.

Могут быть и другие варианты организации времени и пространства для летних занятий, как, например, «тематические недели» или «Большой Летний проект». Мы с 7-летним сыном остановились на последнем: наш Большой Летний проект называется «Изумрудный город».

В соответствии с выбранной сыном летней темой, получился такой план занятий:

  • Вечернее чтение: Каждый вечер мы читаем книги из цикла «Волшебник Изумрудного города» А.Волкова, их целых 7 (если они уже прочитаны, то можно заняться сказками цикла Л. Ф. Баума «Волшебник страны Оз», их 14). Если захочется, то можно продолжить: писатель Сергей Сухинов в 90-е гг. прошлого века написал продолжение цикла историй о Волшебной стране, состоящее из 11 книг.
  • План занятий по неделям:

ИЮНЬ

Неделя: Выбираем число дня и ищем зелёные вещи. Если число дня «5», то мы ищем 5 зеленых листков, 5  зеленых травинок, 5 зеленых бутонов и так далее.

Неделя: Ищем самое дорогое слово Изумрудного города. Задание это с подвохом (идея его нашлась в книге Р.Буйе «Всё из-за мистера Террапта»): оно поможет научиться складывать большие числа в форме игры. Сначала присваиваем каждой букве числовое значение, А=1, Б=2, В=3 и так далее, вплоть до буквы Я. Затем выписываем на бумажку все имена собственные, географические названия, и прочие понятия, которые связаны с Волшебной страной. После можно посчитать, сколько стоит каждое слово.

Неделя: Ищем и фотографируем интересные вещи зелёного цвета: шляпы, очки, бусы, картинки, балконы, обложки книг зелёного цвета и всё остальное. Затем делаем интересный смешной коллаж из лучших фотографий.

Неделя: Смотрим на мир в разноцветные очки. Надеваем очки со стеклами разных цветов, а также играем в жмурки и учимся «видеть» ушами. После каждого «цветного дня» делимся опытом. День какого цвета понравился больше всего?

ИЮЛЬ

Неделя: Вернемся к математике. Посчитаем, сколько книг входит в цикл «Изумрудный город». Какая из книг – самая длинная? А какая – самая короткая? Сколько глав в каждой из книг? В какой из них больше всего глав? Что ещё можно посчитать в книгах и, самое главное, зачем это делать?

Неделя: Делаем персонажей Волшебной страны. Страшилу можно сделать из мешковины, сена и разноцветной ткани. Железный дровосек получится из плотного картона, обернутого фольгой. Впрочем, можно делать их из самого любимого материала: глины, пластилина, папье-маше.

Неделя: Рисуем карту Волшебной страны и прокладываем на ней маршруты. Художник Владимирский конечно уже нарисовал её схематично, но ведь там отмечено далеко не все. Где, к примеру, на его карте, расположена долина волшебного винограда? И страна великанских орлов? Можно придумать и нарисовать самим.

Неделя: Ищем интересную дорогу и идем по ней, так же как персонажи из Волшебной страны шли по дороге, вымощенной жёлтым кирпичом. За неделю можно пройти несколько дорог, главное, не забыть фотографироваться по дороге.

АВГУСТ

Неделя: Делаем настоящие изумруды: выращиваем кристаллы зелёного цвета. Можно использовать готовые наборы для выращивания кристаллов, а можно самостоятельно попробовать вырастить кристаллы из медного купороса и поваренной соли.

Неделя: Делаем еду зелёного цвета. Летом это совсем не трудно, ведь растет много овощей и ягод. Но можно усложнить задачу: сделать зелёное картофельное пюре, бисквит зелёного цвета или приготовить зелёную яичницу (с помощью сока красной капусты).

Неделя: Строим Изумрудный город. Строим из конструктора и из кубиков. Ещё строим из маленьких кирпичиков керамического конструктора. А ещё замораживаем ледяные кирпичики жёлтого цвета, вытаскиваем их из морозилки, идём на улицу и строим дорогу, вымощенную жёлтым кирпичом.

Неделя: Проводим тематический праздник по теме «Изумрудный город», можно взять готовый сценарий, придуманный и выложенный в открытый доступ Юлией Луговской.

Оказалось, что многие наши друзья тоже решили создавать «Большой летний проект»! У одних будет Большая летняя книга, в которую они каждый день будут записывать что-то важное, вклеивать интересное, другие договорились, что каждый член семьи делает ежедневно по одному фото, а у третьих лето будет посвящено освоению новых видов спорта: они уже купили горные велосипеды и записались на занятия на скалодроме.
А какое лето будет у вас?


Другие статьи в этой рубрике:

Волшебные эксперименты дома: кристаллизация

Как заинтересовать ребенка физикой? Предлагем провести эксперимент, демонстрирующий детям процесс кристаллизации.
читать далее »

Идеи для творчества от Фионы Уотт

Приобретая пособия Фионы Уотт, стоит позаботиться о том, чтобы запасов цветной бумаги, гофрокартона, красок, цветных карандашей, бумаги шелковой и прочих творческих материалов, даже старых газет, дома было в избытке…
читать далее »

Каждому ребёнку – по космосу!

Прочитав эту книгу, сразу делается понятно – скоро опять появятся дети, которые будут грезить о полётах в космос и о самой невероятной профессии.
читать далее »