Идея начать учить ребёнка планировать дела именно летом может показаться несколько экстравагантной. Мне тоже так казалось, но, кажется, я поторопилась с выводами, потому что попробовав привлечь собственных детей к планированию своего дня год назад, я поменяла своё мнение.

Во-первых, научиться планировать свой отдых не менее важно, чем учебные занятия – сколько взрослых умеет качественно отдыхать?

Во-вторых, с одной стороны, летом дел всё равно меньше, чем в другое время – а начинать всегда проще с малого. С другой, времени свободного много – а вокруг столько интересного! В погоне за множеством, можно и упустить многое.

В-третьих, даже если речь идёт всего-навсего о прогулке в парк или пикнике, планируя такое действие, малыш учится принимать решения и нести за них ответственность. Это для нас мелочь, а для ребёнка Событие. Помимо прочих воспитательных моментов, сын или дочь чувствуют себя объектом в системе происходящего, а не субъектом, который привели, развлекли, увели.

Бонус:

если зимой вы делали адвент-календарь, то поймёте, как важно для малышей увидеть ход времени. планер-сетка отлично демонстрирует, сколько дней осталось до поездки в зоопарк, помогает равномерно распределить события.

К тому же, например, повторяющиеся дела (рутины) можно выделять разными цветами соответственно категории – это так же привлечёт внимание и облегчит понимание, что важно для упорядоченного мира маленького ребёнка: вот в эти дни читательский квест в библиотеке, а сегодня, как и неделю назад, мы разгадываем головоломки.

  • участие в жизни семьи наравне с родителями
  • тренировка навыка ставить цель и разбивать прохождение на маленькие шаги
  • озвученные пожелания не повисают в воздухе (а мама, в свою очередь, учится мотивировать отказ гораздо шире, чем простое «нет», которым родители часто злоупотребляют)

Привлечь можно не только старших дошкольников, умеющих читать и считать, яркие понятные картинки помогут детям помладше ориентироваться в календаре.

С чего начнём?

С мозгового штурма, конечно! Сначала маленькие дела, повторяющиеся действия и идеи. Набросайте на листе бумаги такую табличку и обсудите с ребёнком вопросы в столбиках, запишите все варианты – от этого уже можно отталкиваться. Например (записано в беседе с моими сыном и дочерью, 6 и 4,5 лет):

Затем, события крупнее (тут маме неплохо бы заранее подготовиться и узнать, что происходит в городе летом):

  • поездки,
  • пикники
  • участие в фестивалях и мастер-классах
  • походы в музеи и на выставки.

Накопленные идеи можно уже распределить в стандартной месячной сетке.

Большие Дела

Если предстоит пикник или поездка, разбейте это дело на много маленьких шагов, посильных для любого члена семьи. Кто-то отвечает за игры и оборудование к ним (мячи, скакалки…), кто-то помогает маме собрать сумку с продуктами или даже приготовить. Если ребёнок один, он может выбрать, за что отвечает он, выполнять шаги и отмечать их прохождение (вычёркивать пункт из плана, закрывать картинку магнитиком). Например,

Иногда портится погода, меняется настроение, срываются планы – а если подготовиться заранее, то можно выбрать из таблицы какое-то дело, о котором давно говорили, и сделать его прямо сейчас. Или…

… отменить все планы и, чувствуя себя немного хулиганами, уйти на весь день гулять в парке, кормить белок, бегать по аллеям, есть мороженое вместо обеда и запускать воздушного змея.

Мы в Vkontakte                           Мы в Facebook