Бывает, что малышу уже 2, а то и 3 года, а он до сих пор общается преимущественно жестами и несколькими невразумительными звуками. Кто-то спокойно ждёт, пока сам заговорит, кто-то бежит скорее к врачам, бабушки может и уверяют, что мальчики начинают говорить позже девочек, или вон у той соседки была ситуация, что молчал-молчал до 4-х лет, а потом каааак заговорил, но на самом деле все беспокоятся. Как поступать родителям в этой ситуации и как помочь ребёнку наконец-то заговорить, можно прочитать в книге Е. Янушко «Помогите малышу заговорить. Развитие речи у детей 1,5-3 лет».

Книга эта адресована как специалистам, так и родителям. Специалисты получали образование и имеют опыт, поэтому мы не будем здесь упоминать те советы, которые автор книги даёт профессиональным логопедам и педагогам, а остановимся на важных моментах и упражнениях, которые применимы для домашних занятий и по силам родителям и близким ребёнка, даже если они и не учились в педагогическом ВУЗе.

Очень логична и понятна структура книги: каждая глава посвящена какой-то области развития. В начале главы изложен теоретический материал, рассказано, какие именно навыки важно и нужно развивать у детей этого возраста. Затем автор приводит примеры множества упражнений и игр для развития этих самых навыков.

Самое первое и важное, что нужно уяснить родителям, считает автор, это то, что отсутствие речи у ребёнка такого возраста – не вполне нормальная ситуация, и в этом случае не стоит ждать, пока все умения и способности придут сами собой. Нужно общаться со специалистами и помогать малышу с помощью специальных занятий и упражнений.

Целую систему таких упражнений автор описывает самым подробным образом, при этом постоянно указывает на специфику занятий с детьми такого возраста. Секрет этой специфики прежде всего в том, что дети младшего возраста всё делают через подражание. Поэтому первый, начальный комплекс упражнений связан не столько с тренировкой мышц языка или там работой с помощью кончиков пальцев, сколько с установлением эмоционального контакта, тренировке подражания и попыткам первого опыта продуктивного сотрудничества ребёнка со взрослым (такого рода сотрудничество – нелёгкое дело, если один из его участников совсем не умеет разговаривать). Ряд важных нюансов об организации занятий раскрыт в специальных разделах: автор отмечает, что каждая игра должна иметь начало и конец, содержание игр и занятий должно соответствовать уровню развития ребёнка, виды деятельности во время занятия обязательно нужно менять и т.д. Для некоторых родителей может быть неожиданным будет узнать, что самые обычные повседневные игры несут очень важную смысловую нагрузку. Например, игра, в которой взрослый и ребёнок катают друг другу мячик и громко радуются, когда его ловят, способствует эмоциональному сближению, а повторение движений вслед за взрослым, который рассказывает стихотворение и что-то изображает, развивает подражание и обогащает активный словарь.

Следующий раздел книги посвящён развитию слухового восприятия, которое идёт сразу в двух направлениях: развитие восприятия обычных звуков и развитие восприятия речи, т.е. фонематического слуха. Очень важно научить ребёнка сосредотачиваться на конкретных звуках, т.е. развивать его слуховое внимание. Сначала стоит учить его улавливать и различать звуки природы (шум дождя, шелест листьев), затем звуки животного мира и, наконец, звуки разных предметов (стук молотка, скрип двери), транспортные шумы и звуки музыкальных инструментов. Игры на развитие неречевого слуха достаточно просты и в организации и проведении – это и послушать вместе, как что-то звучит, и игра в «Угадай звук». В разделе упражнений описана также интересная игра с коробочками: в одинаковые по размеру коробочки насыпается разный наполнитель и ребёнку нужно найти те коробочки, которые звучат одинаково.

Фонематический слух – это базовый навык, помогающий овладеть человеку чтением и письмом. Он очень активно развивается в первые 5-6 лет жизни ребёнка, благодаря ему дети учатся различать звуки родной речи и понимать её. Кстати, автор специально замечает, что речь окружающих ребёнка взрослых должна быть чистой и правильной, это один из залогов успеха занятий по развитию фонематического слуха. При этом в первые три года жизни не нужно учить ребёнка звуковому анализу слова, это задача уже для старшего дошкольного возраста. Одно из самых простых упражнений для маленьких по развитию фонематического слуха – это игра с карточками, на которых изображены предметы: взрослый называет предмет, а ребёнок ищет соответствующую карточку. Другое прекрасное упражнение – это игра в «съедобное-несъедобное».

Развитие дыхания – это ещё одна задача, которая стоит перед родителем, который хочет помочь малышу заговорить. Особенно важно сформировать сильный плавный ротовой выдох, научить контролировать время этого выдоха. Вместе с ребёнком вы будете дуть на бумажных бабочек, сухие осенние листья и кусочки ваты, в стакан с водой через трубочку и на горящую свечу определённым образом и по определённому сценарию. Следующий этап – это развитие речевого дыхания, сначала учимся петь гласные звуки, затем произносить согласные, а затем уже слоги на одном выдохе. Множество упражнений, которые помогут организовать произнесение звуков весело, вы найдёте, как обычно, вслед за теоретическим разделом. Там рекомендуется изображать насос (тренировать звук ССССС), сдувать шарик с помощью сильного ФФФФФ, разговаривать по-птичьи и практиковать ещё множество весёлых и неожиданных занятий.

В главе о развитии моторики рук автор отмечает, что ребёнок развивается тем лучше, чем выше его двигательная активность, проводит условное разделение двигательных умений и раскрывает физиологический механизм формирования этих умений. В последнее время у детей, особенно детей городских, отмечается общее моторное отставание и слабое развитие моторики рук, что связано в первую очередь изменением образа жизни родителей, работу за которых теперь выполняют бытовые машины. Между тем, плохо развитая моторика рук влияет и на уровень развития речи. Так что очень важно научиться хватать, соотносить действия двух рук, подражать движениям рук взрослого, развивать кисти и пальцы. Для того, чтобы ускорить развитие моторики, автор предлагает массаж рук, множество игр с предметами и материалами и пальчиковые игры, которые мы не будем описывать – информации об упражнениях и занятиях этой группы сейчас не просто много, её целый океан.

Завершает книгу раздел с описанием упражнений по развитию речи. Автор подчёркивает, что специальная усиленная работа над пониманием речи неговорящими детьми 1,5-3 лет необходима. Очень важно создать ребёнку речевую среду, в книге подробно описано, какие именно для этого предъявляются требования к родителям и окружающим. В ходе разговоров стоит помогать малышу накапливать пассивный словарь. Чтобы было легче это делать, приводится список слов, рекомендуемых для запоминания, и описаны приёмы и игры, которые помогут обогатить этот словарь. Также следует развивать речевое подражание – побуждать ребёнка повторять фразы и слова, которые произносит взрослый. О том, как это сделать и какие этапы развития здесь нужно пройти, подробно рассказано в соответствующих разделах. Особенно автор советует использовать для занятий стихотворные тексты, ритмы, постепенно повышая уровень сложности.

В заключение автор обозначает дальнейшие пути работы по развитию речи ребёнка и желает успехов всем родителям и специалистам. От себя добавим, что книга Елены Янушко «Помогите малышу заговорить» выдержала уже 7 изданий и доступна в магазинах и библиотеках, а это значит, что у почти каждой мамы есть шанс почитать её, составить для себя обширный план занятий и упражнений и помочь своему малышу заговорить.


Другие рецензии на дидактические пособия:

Развитие графо-моторных навыков у детей. 1 часть

Особое внимание сейчас логопеды и учителя уделяют такому направлению в области развития мелкой моторики, как развитие графо-моторных навыков, а именно, умение оперировать с ручкой и карандашом, проще говоря, писать.
читать далее »

Пособие «Логико-Малыш»

В Логико-Малыш играют дети по всему миру. Пособие, придуманное немецкими авторами Дорис Фишер и Манфредом Криком, признано в Германии одним из лучших в мире учебно-игровых пособий для дошкольников.
читать далее »

Дидактические пособия в жанре «Детям об искусстве»

О том, что при Эрмитаже есть книжное издательство «Арка», знают пока не все. Именно это издательство выпускает детские книги крайне редкого в России познавательного жанра «Детям об искусстве».
читать далее »