Часто после каникул или другого вынужденного перерыва в занятиях ребёнок как будто забывает всё то, чему научился, и перед родителями встаёт задача как-то по возможности быстро помочь ребёнку вновь обрести растерянные за время отдыха навыки. Специально для этого выпущено множество пособий и специальных дидактических тетрадей. Есть специальные пособия для повторения пройденного материала и в серии «Начальная школа» издательства Литера.

Серия книг «Начальная школа» Литеры весьма обширна, в ней выпущено несколько десятков книжек по самым разным учебным дисциплинам. Один из разделов серии имеет подзаголовок «Объясняем трудную тему». В этом разделе всего 19 книжек по разным темам и разделам математики и русского языка. Среди прочих там есть и книжки для повторения пройденного материала по этим предметам. Рассмотрим подробнее математический раздел.

Купить в Лабиринте • 81 руб.

Для каждого класса сделано по одной книжке – на обложке указан 1, 2, 3 или 4-й класс. Это небольшие брошюрки максимум из 60 страниц, напечатанные крупным, как в учебнике, шрифтом, так чтобы ребёнок мог работать самостоятельно. Книжки имеют подзаголовок «Математика за 10 дней». Весь учебный материал в них разбит на 10 частей по темам, предполагается, что на повторение 10-ти дней достаточно.

Каждая книжка начинается вступлением. Правда никаких методических рекомендаций не дано, что опять же указывает на то, что пособие предназначено для самостоятельной работы ученика. Родителям говорится о том, что цель книги – помочь вспомнить пройденный материал, а для детей описывается структура книги и каждого занятия.

В книжках по 10 глав. В каждой главе обязательно помещено несколько рубрик:

  • «Вспомни!» Это основные теоретические положения и определения, на основе которых предлагается делать задания. Они помещены в отдельной рамке в начале главы. Например, в главе «День четвёртый. Повторяем приёмы сложения и вычитания чисел в пределах 20 вида 10+5-15, 15-5=10, 15-10=5» в рамке «Вспомни!» написано: «Выполняя сложение, единицы складываем с единицами, десятки – с десятками. Выполняя вычитание, единицы вычитаем из единиц, десятки – из десятков».
  • Собственно задачи и примеры по теме дня;
  • «Проверь себя» – тоже задания и примеры с любимым всеми западными учебниками, а теперь уже и некоторыми отечественными multiply choice, т.е. нужно решить задание и выбрать правильный вариант ответа из двух предложенных;
  • «Оцени свою работу» – ребёнку самому предлагается выбрать и раскрасить значок. Нужно выбрать выполнил ли он всё правильно и самостоятельно, нашёл ошибки и исправил их самостоятельно или исправлял ошибки с помощью взрослого;
  • «Задание для смекалистых». В этом разделе помещено обычно одно задание, не повышенной сложности, а просто интересно сформулированное, или нарисованное;
  • «Образцы рассуждений», в которых показан удобный для решения того или иного задания ход мысли. Рассмотрев внимательно этот раздел, ребёнок может выполнять задания, опираясь на примеры рассуждений, представленных в нём.

Книга завершается ответами на задания разделов «Проверь себя!» и «Задания для смекалистых».

Составители пособий отмечают, что тема в книжках представлена именно так, как её в первом классе объясняет учитель. С одной стороны, это хорошо, потому что помогает подготовиться к принятым в школе правилам и шаблонам после перерыва. С другой, все мы знаем: бывают дети, которым непонятно то, что говорит учитель и им нужно объяснять как-то по-другому. Так же при работе с пособиями стоит учитывать, что книжки только помогают вспомнить то, что дети выучили в школе и именно так, как они это делали в школе. Они не тренируют навыка решения задач разными способами, не способствуют развитию творческого мышления в математике, не содержат дополнительных заковыристых заданий к курсу. Именно поэтому уместно порекомендовать использовать это пособие для повторения школьного материала не изолированно, а дополнить его какими-нибудь сборниками интересных и необычных логических и арифметических задач.


Другие статьи в этой рубрике:

Развитие ребёнка: как решать задачки?
Учим буквы
Развитие графо-моторных навыков у детей. 1 часть