Сегодня я хочу поговорить о выборе. Ежедневно мы встаём перед десятками выборов: надеть джинсы или юбку, посмотреть фильм или прочесть книгу, съесть горсть орехов и сухофруктов или шоколадный батончик, использовать покупной порошок или кальцинированную соду… Последний – из моего опыта. Но я сделала этот выбор несколько лет назад, абсолютно не навязывая никому свою точку зрения, возможно и скорее всего, дилетантскую, ведь я не химик по образованию.

Многие потребители покупных средств снисходительно смотрят на хозяек, скребущих унитаз содой, примерно как водители автомобилей на велосипедистов и пешеходов. И у тех, и у других есть свои аргументы, безусловно.

Чтобы сделать осознанный выбор, теория критического мышления учит нас искать аргументы ЗА и ПРОТИВ, сравнивать их и на основе анализа делать выводы, причём, каждый выберет то, что больше подходит ему. Что получилось у меня.

Промышленная химия

ЗА

  • Промышленные чистящие и моющие средства действуют как спецназ: быстро и жёстко, а значит, визуальный эффект очевиден
  • Следовательно, использование таких средств экономит время потребителя, всё, как обещают в сказках для взрослых, т.е. в рекламе: мгновенный результат и никаких хлопот.
  • Как ни крути, но моющие и чистящие средства производят профессионалы. В создании любого очистителя и порошка участвует множество специалистов, в том числе химики-аналитики. Они подбирают пропорции, разрабатывают усилители, заботятся о внешнем виде и консистенции. Программируют и проверяют результат. В конце концов, есть специальные контрольные службы, регламентирующие стандарты того, что продаётся в общем доступе. Авторитет знающего часто довлеет над сомнениями любителя, разве нет?
  • Гель для мытья посуды и стиральный порошок это, в своём роде, достижение цивилизации, продукт интеллектуальной деятельности человека. Есть чем гордиться и всё такое.
  • Действительно, огромный выбор: импортное средство или продукция местного производителя, флакон или упаковка из ближайшего супермаркета или позиция из каталога товаров сетевого маркетинга, интернет-магазин, в конце концов. Несколько весомых, зарекомендовавших себя агрессивным маркетингом магнатов и сотни не таких известных марок. Большой диапазон цен. Многие производители обещают мягкий эффект и позиционируют свой товар как eco-friendly , т.е. не наносящий ущерб экологии. Слово organic всё чаще встречается не только на продуктах питания, но и на бытовой химии. В общем, выбирай, что душе угодно. Можно десятками лет экспериментировать.

И тут лично для меня начинается категория ПРОТИВ

  • Собственно, состав. Не секрет, что, как и в случае действия антибиотиков, которые не видят, какие бактерии хорошие, какие плохие, и на всякий случай зачищают всё, что встречают на своём пути, чистящие и моющие средства, произведённые промышленным способом, ведут себя ровно так же. Помогая избавляться от загрязнений, они с не меньшим энтузиазмом влияют на окружающую среду и организм человека, поскольку содержат токсичные вещества. Раздражение и воспаление дыхательных путей, кожные реакции – причиной часто является использование в быту промышленной химии. Токсины, к тому же, имеют привычку накапливаться в организме.
  • Далее, ни для кого не секрет, что фосфаты, попадая вместе со сточными водами в почву и водоёмы, работают как удобрения, а значит, как мы помним из школьного курса химии, разрастаются водоросли, которые отбирают жизненное пространство у, например, рыб. Я не поеду спасать бельков на севере или останавливать вырубку дождевых лесов Амазонии. Но если я могу не сливать в канализацию немалое количество токсичных веществ, я это сделаю.
  • Резкий запах. Я аллергик, а в моём случае это не только поллиноз по весне, но и стопроцентная реакция на химические запахи, в которых парфюмерная композиция усилена многократно, иногда для стойкости, чаще всего, чтобы замаскировать не самый приятный аромат химикатов.
  • Многие чистящие средства обладают коррозийными свойствами. Если речь идёт, например, о стирке одежды, агрессивные химические соединения повышают изнашиваемость тканей, а я хочу, чтобы любимые вещи служили дольше. Аэрозоли, к тому же, огнеопасны, а уж о парниковом эффекте только самый ленивый не читал (хотя глобально речь, конечно, идёт не только о баллончиках с лаком и дезодорантом).
  • Реактивность химикатов. Вступая во взаимодействие друг с другом, они могут выделять ядовитые пары. Не каждому придёт в голову смешать хлорку с аммиаком, но случается всякое, часто просто по незнанию, ещё чаще, по недосмотру.
  • Стиральный порошок плохо выполаскивается, поэтому часто вызывает покраснение и зуд на коже, очень неприятные ощущения, поверьте на слово. Жидкость для мытья посуды сильно концентрирована, тарелки и приборы надо не просто споласкивать под струёй воды, а тщательно смывать остатки средства.
  • Цена. Например, в состав всем известного продукта, якобы предотвращающего накипь на ТЭНах стиральных машинок, входит кальцинированная сода, которая стоит в разы меньше самого средства, и всё те же фосфаты. Покупая промышленную химию, потребитель оплачивает траты на производство, упаковку, рекламу и тд. Часто приходится доплачивать за известную марку.

Разумеется, можно придерживаться следующих правил:

- избегать чрезмерного употребления промышленной бытовой химии;

- изучать состав моющих и чистящих средств и, по возможности, заменить порошки на гели и жидкости;

- избегать прямого контакта с агрессивными веществами, использовать резиновые перчатки;

- хранить химикаты в недоступном для детей и животных месте, в плотно закрытых ёмкостях и контейнерах;

- разбавлять концентрированные жидкости в большом количестве воды и тщательно смывать жидкость для мытья посуды после использования;

- тщательно и регулярно проветривать помещения, производить влажную уборку.

А можно всё же рассмотреть все преимущества и недостатки домашних чистящих и моющих средств и, возможно, сделать выбор в их пользу. О чём и поговорим в следующий раз.

Мы в Vkontakte                           Мы в Facebook