Утро. Кирюха забегает в комнату и, захлебываясь, рассказывает, как он плавал на пиратском корабле со своими пиратами Яной и Макаром.

Мы идем по улице, сын едет на велосипеде и с гордостью объявляет мне, что у него не какая-то там пятнадцатая скорость, а самая что ни на есть одиннадцатая.
«Так одиннадцатая меньше пятнадцатой» – говорю.
«Ну да, а у меня не одиннадцатая, а сто одиннадцатая. Не, даже сто четырнадцатая скорость. Это самая быстрая скорость!» Ладно, выкрутился.

Еще у моего мальчика есть детки. Нет, не свои, а хм, садиковские, что ли. В общем, если я ему говорю не тереться о стены, то потом слышу, как он учит этому своих детей. Они очень неглупые, эти детки. Сколько раз на вопрос «Ты откуда знаешь?», слышала ответ «А, мне детки рассказали». И рукой машет, мол, так, обычное дело, даже говорить об этом не стоит.

Хочу поделиться с вами. Мой сын будет не кем-то там. А настоящим руководителем танков! Нет, не танкистом, это уже пройденный этап. Он будет руководить танками, говорить, куда кому ехать, где на разведку, в кого стрелять. Это я цитирую, кстати.

Я могу перечислять подобный фантазийный ряд если не бесконечно, то очень и очень долго. Мой ребенок – просто жуткий фантазер!

Что такое хорошо, а что такое плохо?

Как же это бесит, когда ты с ним – по-человечески, по-серьезному, а он в ответ какую-то чушь несет, про какие-то свои приключения, и прочую ерунду. Сил нет! Эх, где же набраться терпения?!

Так и хочется его тряхнуть хорошенько, чтобы вернулся на землю. А что из него вырастет? Будет вечно витать в облаках? Как же он к настоящей жизни подготовится, если он вечно что-то себе воображает? Так до компьютерных игр и виртуальной реальности недалеко. Нет! Так не пойдет! Надо срочно что-то делать. И вот, я уже рассказываю про то, что этого не бывает, а то чушь. И скорости такой вообще нет и быть не может. И не надо быть руководителем танков. В юристы пойдешь, и все тут.

Вижу обиду. Вижу, как он замыкается в себе и перестает мне доверять. Вижу, как он теряет свою способность фантазировать, мечтать, придумывать игры и становится взрослым не по годам.

Стоп. Теперь это уже я фантазирую. Со знаком минус, так сказать.

Я помню свое просветление после прочтения воспоминаний дочки Корнея Ивановича Чуковского о своем детстве. Она рассказывала о том, насколько бережно известный писатель относился к состоянию игры, к полету фантазии. И знаете что? Я склонна ему верить.

Я вдруг вспомнила себя. Как я мечтала о чем-то, совсем несбыточном (а может и очень даже сбыточном), как это было здорово. И как терпко и сухо стало мне без фантазии.

Мир и мир

Моя школьная жизнь началась в 5 лет. Ровно во столько, сколько сейчас моему сыну. На вопрос, буду ли я отдавать его в школу в 5, я просто смотрю недоуменно. Моего мальчика – и в школу? Да ни за что! У нас еще целых два года. Два года радости и беззаботности, игр и фантазий. Два года двух миров.

Для ребенка мир его фантазий настолько же реален, как и тот, в котором живем мы – безфантазийные взрослые. И доказывать, что он неправ, бесполезно и ненужно. Ребенок достраивает существующую вокруг него реальность так, как может, как хочет, как видит. Дети, фантазию которых неосторожные взрослые обрубили на корню, прощаются с творческим, образным мышлением в самом раннем возрасте.

Безжалостно и жестоко выдергивать малыша из состояния мечтания нельзя. Что же тогда делать? Ведь это же просто невозможно: переодеваться и убираться по три часа!

Во-первых, запастись терпением. Представьте, что вы сходили в мега-маркет терпения и купили там его про запас. Лет на 10, как минимум. Там как раз распродажа была.

Во-вторых, запастись осознанием. Осознанием того, что в голове малыша сейчас происходят удивительные, непостижимые для нас вещи. Осознанием того, что это действительно важно. Когда приходит осознание, терпение множится удивительным образом.

В-третьих, запастись интересом. Интересоваться фантазией малыша. Искренне. Мне так иногда хочется залезть в его голову и понять, как там все устроено, как же это работает! Прям до чесотки хочется! Но единственный способ – это проникнуться интересом. И ребенок сам расскажет, ГДЕ он живет на самом деле. Ведь тот, вымышленный мир, для него не менее важен, чем наш. Проявляя интерес к фантазии, мы даем понять, что маленький человек важен для нас. Несмотря на то что ребенок не скажет моими словами, он обязательно почувствует, что мама интересуется им, что его мир ценен для нее. Нужно ли пояснять, насколько это важно?

В-четвертых, запастись информацией. Обо всем и еще раз обо всем. Несомненно и безоговорочно, нужно рассказывать малышу о том, что делает руководитель танков, как он называется и как им стать, какие бывают скорости, где живут пираты и как устроен этот мир. Но не нужно при этом рушить его собственный.

Назад в будущее

Воображение – это основа любого творчества. И в самом деле, о каком полете фантазии идет речь, если фантазия давно улетела в теплые края? Проблемы с образным мышлением не единственная сложность, которая обязательно возникнет в моем воображаемом варианте.

Скольким вещам в нашей жизни мы обязаны людям, которые умели мечтать! Мы оказываемся на другом конце континента всего за несколько часов. Мы готовим еду в чудо-горшочке, только вместо «Горшочек, вари!» нажимаем на кнопку «Молочная каша». Мы ходим в мороз в тоненькой одежде и не мерзнем. Мы смотрим как там, на Луне, и знаем, что на Марсе жизни нет.

Любое открытие началось с фантазии, с мечты. Подумать только! Как бы изменился этот мир, если бы в детстве Христофору Колумбу, Эдуарду Циолковскому или Джоан Роулинг твердили: «Спустись на землю, все это чушь. И не надо быть руководителем танков. В юристы пойдешь, и все тут».


Другие статьи в этой рубрике:

Еще раз о главном

Меня всегда удивляют люди, которые утверждают, что волшебства в жизни нет. А разве наши дети – не волшебство? Как они меняют нас – не волшебство?
читать далее »

4 вещи, которые должны знать все родители

Кто они? Эти маленькие люди, которые живут со мной под одной крышей. Они с Марса? Да нет, вроде нет там жизни. Может с Плутона? Так там и подавно никто не живет!
читать далее »

Гидромассаж

В детстве мне частенько приходилось слышать: «не ходи – упадешь», «не бери – разобьешь», «не делай – не получится». Поэтому уверенность в себе мне порой изменяет…
читать далее »