Практически каждая мама сейчас знает, как важно с самого начала развивать мелкую моторику. Так что мамы чуть не с рождения делают массаж пальчиков, разучивают с малышом пальчиковые игры, покупают ему мелкие бусы и термомозаику, помогают заниматься конструированием из мелкого конструктора. В итоге кажется, что у ребёнка просто прекрасно развита мелкая моторика, ведь в плетении бус из бисера он может соревноваться на скорость, и разучена уже пара тысяч пальчиковых игр… Многим родителям думается, что этого вполне достаточно для подготовки к школе. Однако это не так!

Особое внимание сейчас логопеды и учителя уделяют такому направлению в области развития мелкой моторики, как развитие графо-моторных навыков, а именно, умение оперировать с ручкой и карандашом, проще говоря, писать. Нет, не обязательно буквами, подразумевается навык рисования разных линий и элементов, умение регулировать высоту, ширину графических элементов, нажим, знание, где правая/левая стороны, верх и них листа и прочие составляющие успешной подготовки к обучению письму в школе. Часто такие навыки отрабатываются ребёнком самостоятельно или с педагогом на занятиях рисованием, но не всегда этого бывает достаточно.

Специалисты – логопеды, нейропсихологи, дефектологи – смогут разработать для ребёнка индивидуальную, подходящую ему программу подготовки руки к письму, в которой будут сочетаться самые разные упражнения. Но даже мама, которая не имеет специального педагогического образования, вполне может организовать небольшие 10-минутные ежедневные занятия для своего старшего дошкольника, с тем, чтобы ему легче и интереснее было учиться писать в школе.

Один из секретов успеха таких домашних занятий – правильно подобранный инструментарий, так чтобы занятия не превращались в подобие скучного урока, а оставались интересными и творческими.

Впрочем, не будем спешить искать самые интересные прописи! Потому что прежде чем писать в прописях «для будущих первоклассников», стоит разобраться с тем, правильно ли ребёнок сидит и как он держит ручку и карандаш. В сети любая мама легко и быстро найдёт множество картинок, на которых указано, как держать спину, куда девать голову и где какой палец должен находиться. Но как объяснить это ребёнку и выработать правильную привычку?

Самым маленьким

С самого начала, как только ребёнок взял в руки карандаш с целью что-то изобразить, рекомендуется приобретать не обыкновенные, привычные нам круглые карандаши, а толстые, трёхгранные, их удобно держать в руке и треугольная форма карандаша способствует тому, что ребёнок будет держать его правильно. Сам карандаш должен быть коротким, чтобы ребёнок держал его «щепотью», а не пытался зажать в кулаке. При выборе стоит также обратить внимание на то, чтобы грифель был мягким и рисовать было легко, ведь нужная для письма и рисования мускулатура руки маленького ребёнка пока ещё не развита. Здесь можно порекомендовать карандаши для малышей фирм Jovi, Lyra, старого доброго производителя Kooh-I-Noor и претенциозного Faber Castel. В качестве карандашей этих производителей обычно не приходится разочаровываться.

Есть также варианты трёхгранных цветных карандашей с углублениями на корпусе, которые выпускаются отдельно для правшей и для левшей. Если у ребёнка уже определилась ведущая рука, то можно предложить ему именно такой вариант. Трёхгранная утолщённая форма и специальные углубления помогут с самого начала выработать правильный захват карандаша. В качестве примера таких «дифференцированных карандашей», можно привести цветные карандаши фирмы Stabilo из серии EASYcolors. Производитель рекомендует использовать их, начиная с 5 лет.

Переходим к шариковой ручке

Для тех, кто уже не только рисует, а начинает писать шариковой ручкой, ну или хотя бы осваивать элементы письма, разработаны специальные устройства, которые помогают начинающим писать – тренажёры для письма, ручки и перья особой, удобной формы.

Например, украинский разработчик – Уник-Ум предлагает использовать специальный тренажёр для обучения письму – ручку-самоучку. Тренажёр представляет собой специальную насадку в виде рыбки, которую нужно надевать на ручку или на карандаш. Он бывает трёх видов: для правшей, для левшей (такую насадку рекомендуют использовать с 2,5 до 7 лет) и для правшей, которым нужно переучиться, исправить технику письма (рассчитана на возраст 6-7 лет). Тренажёр этот вырабатывает как правильный захват ручки и карандаша во время письма, так и правильный наклон и, что очень важно, не нужно всё время поправлять ребёнка, с этим тренажёром он вполне может заниматься самостоятельно. Ручки-самоучки, как сообщает производитель, прошли психолого-педагогическую экспертизу в России.

Торжество эргономики

Западные производители не предлагают для начинающих писать детей особенных тренажёров и накладок, однако ручки, которые они производят, идеально учитывают анатомические особенности и прямо сами просятся, чтобы их держали в руке правильно (потому что неправильно держать такие ручки неудобно).

В качестве примера такой необычной эргономичной ручки, можно привести роллер упомянутого уже выше Stabilo. Роллер выпускается в серии EASY и рекомендован детям, начиная с 6 лет. Такая ручка также выпускается в двух вариантах – для правшей и для левшей. Стоит заметить, что эта ручка комплектуется особенными стержнями, след её не похож на обычную шариковую ручку, а скорее чем-то напоминает ручку гелевую или же перо, только пишет немного толще. В упаковке вместе с ручкой расположены два запасных картриджа на будущее, а вот продаются ли они отдельно от ручки в России – это большой вопрос. Ещё одно отличие эргономичной ручки – это дизайн, она яркая (есть несколько цветов на выбор), очень необычная по форме, изогнутая и округлая.

Желаем удачи в выборе интересной и правильной канцелярии, а в следующей части мы поговорим о том, какие интересные и необычные прописи можно предложить своим детям для выработки хороших графо-моторных навыков.

 

 


Другие статьи в этой рубрике:

Учим буквы
Пособие «Логико-Малыш»
Развитие ребёнка: как решать задачки?