В первом материале цикла мы говорили о том, что начинать учить письму нужно с правильной посадки и с умения правильно держать ручку и карандаш. Если с этим разобрались: подходящее место для письма оборудовали, свет падает с нужной стороны, ручка удобно легла в маленькие пальчики, то можно начинать обучение – тренировать графо-моторные навыки, осваивать основные элементы письма, а вместе с этим развивать зрительные и пространственные представления малыша.

Поскольку речь идёт о ребёнке дошкольного возраста, то лучше всего подбирать для него не те пособия, которые максимально похожи на школьные учебники и прописи, а такие, которые содержат элемент игры, способствуют не только механической разработке мышц рук, но и подстегнут фантазию, воображение, сделают занятия интересными. Ведь меньше всего мы хотим, чтобы ребёнок воспринимал обучение чему-либо как скучную обязанность! Так что давайте будем выбирать интересные, хорошо оформленные и нестандартные пособия, чтобы результатом наших занятий с ребёнком стали не только отличные графо-моторные навыки, но и обоюдное удовольствие и маленькая, нестандартно мыслящая личность. К счастью, нам есть из чего выбирать

Целых три серии прописей для самых маленьких разработали педагоги и методисты для издательства «Карапуз». Первая, на которой мы остановимся, это «Готовим руку к письму». Серия насчитывает семь 18-страничных книжек, почти все они подготовлены под руководством И. В. Мальцевой. В данных «прописях» нет привычных строчек и элементов букв, мы видим в них симпатичные недорисованные картинки. Картинки нужно дорисовать, при этом не просто так, а определёнными линиями, штрихами, прежде чем дорисовывать, нужно обязательно подумать, правильно ли получается. Две книжки серии предназначены для работы двумя руками – это т.н. «прописи для правшей и левшей» – в них надо одновременно работать правой и левой руками. Главный смысл такого рода работы заключается в выработке координации ведущей и ведомой руки, зрительного и пространственного восприятия. Две книжки серии рассчитаны на отработку навыка штриховки. Каких только штриховое не усвоит ребёнок из этих заданий – сплошная штриховка, прямые, волнистые, зигзагообразные линии, спиральки, кружочки, крестики, галочки… Одна книжка создана для отработки навыка рисовать прямые и пунктирные линии.

Каждое пособие снабжено методическими рекомендациями для родителей и педагогов. Авторы отмечают, что ни в коем случае не стоит перегружать ребёнка – 1-2 картинки для одного занятия вполне достаточно. Также они советуют при выборе рабочего инструмента отдать предпочтение карандашу, а не фломастеру, который не требует нажима и потому не позволяет действительно тренировать мышцы кистей рук.

В результате работы с этими пособиями ребёнок научится уверенно проводить прямые и изогнутые линии, штриховать, различать верх-низ, право-лево и правильно координировать положение тела и обеих рук при письме.

Вторая серия издательства «Карапуз», на которую следует обратить внимание на занятиях графо-моторикой, это серия «Рисуем по клеточкам». В серии вышло восемь 8-страничных книжек под ред. С. Н. Савушкина и одна большая тетрадка, которая объединяет в себе все выпуски серии – «Как клетка рассказала обо всём на свете». Задача этих книжек – нарисовать объект на страницах в клеточку, глядя на образец. Предлагаются три способа работы по клеточкам: раскрашивание (нужно раскрасить по образцу чёрно-белое изображение), обводка (обвести серый контур разноцветными линиями) и самое сложное – дорисовывание, при котором нужно внимательно смотреть, где начинается и заканчивается линия и считать, сколько клеточек осталось. Каждая книжка сопровождается методическими рекомендациями, которые занимают одну страницу. Что особенно хорошо, каждый выпуск серии – тематический, есть тетрадки «Сказочные герои», «Рыцари», «Машины» и другие, так что можно выбрать тему по вкусу именно вашему ребёнку.

Можно сказать, что рисование по образцу по клеточкам развивает не только графо-моторные навыки, но и внимание и даже элементарные математические представления, ведь нужно точно подсчитать число клеточек в каждом ряду, определить, куда направить линию и внимательно сравнить её с образцом.

Самая, пожалуй, красивая серия прописей для дошкольников из всех, выпущенных издательством Карапуз, – это «Прописи в картинках» автора И. А. Лыковой. Эти пособия очень популярны и выдержали уже не одно издание, на сегодняшний день можно купить два выпуска этой серии, «Прописи с крылышками» и «Прописи с хвостиками», в каждом из которых по 32 страницы с заданиями и методическими рекомендациями. На каждой страничке нарисован красивый объект, который необходимо украсить какими-то элементами, узорами, под картинкой расположены две-три строчки различных графических элементов. Над картинкой есть пояснение для родителей, в котором указано, какой именно навык отрабатывается с выполнением именно этого задания.

С помощью книг можно освоить распространённые графические элементы, такие как различные линии, округлые элементы, штрихи. Книжки направлены не только на это, о них можно говорить также как об инструменте эстетического воспитания – ребёнок научится украшать узорами свои рисунки, гармонично сочетать эти узоры друг с другом.

Графические занятия и упражнения, с помощью которых тренируются движения рук, координация глаз и руки, помогут вашему ребёнку как следует подготовиться к освоению навыков письма и впоследствии научиться писать красивые буквы. Вот о самых первых прописях ребёнка с буквами мы и поговорим в следующий раз!

 


Другие статьи в этой рубрике:

Развитие графо-моторных навыков у детей. 1 часть.
Учим буквы
Пособие «Логико-Малыш»