В прошлых материалах, посвящённых обучению письму (1 часть и 2 часть), мы лишь вскользь касались теоретических положений, говорили не об организации и методике обучения письму, а об уже готовых инструментах и пособиях, которые каждая мама может использовать дома на занятиях со своим ребёнком. Это объясняется в первую очередь тем, что мы стремились дать инструменты для практики родителю, который хочет помочь своему ребёнку как следует подготовиться к школе, но в то же время не собирается специально для этого получать педагогическое образование.

Однако, что же делать маме, если вдруг при организации этой самой подготовки к школе возникли трудности, инструменты не подходят, а работа с пособиями не приводит к успеху? Совет «обратиться к специалистам» всем и так известен. И почти наверняка логопед, нейропсихолог или дефектолог найдут проблему и помогут её решить. Мы же в свою очередь можем порекомендовать хорошие учебники для родителей, которые тоже могут помочь найти ключики к решению проблем и вообще расскажут многое об организации работы, о том, как помочь ребёнку развить свои графо-моторные навыки.

«Учебники для родителей» – это не наше образное выражение, а название серии книг, которые выходят в екатеринбургском издательстве Рама-Паблишинг. В серии есть книги по самым разным проблемам воспитания и обучения ребёнка. Автор некоторых из них – академик РАО, детский психофизиолог Марьяна Безруких. В числе прочих её книг мы находим заголовки «Пишу красиво и правильно» и «10 шагов к красивому и правильному письму». Обе книги адресованы не специалистам, а просто родителям и содержат несложную и понятную методику обучения детей письму. Помимо этого, приведены объяснения возможных проблем, рекомендации, как заниматься с гиперактивным, леворуким ребёнком, ребёнком, у которого трудности с обучением или поставлен диагноз «дисграфия».

Книги эти во многом повторяют друг друга, точнее одна из них – это сокращённая часть второй. «10 шагов к красивому и правильному письму», изданная в мягком переплёте, представляет собой часть книги «Пишу красиво и правильно». Эта небольшая книжка посвящена добуквенному периоду обучения письму (автор методики разделяет обучение письму на два периода – добуквенный и буквенный, при этом печатные буквы рекомендуется писать с дошкольником, а переходить к курсивному письму буквами лучше после того, как ребёнок пошёл в школу). В сокращённом варианте приведена лишь вводная статья о курсивном письме, также в книге помещён небольшой раздел о возможных проблемах и путях их решений. Расширенный вариант, где подробнейшим образом освещено не только добуквенное письмо, но и письмо курсивное, представлен в книге «Пишу красиво и правильно».

Во введении к обеим книгам подробно рассказано о том, почему ещё до школы надо готовиться к обучению письму и как правильно учить письму своего ребёнка. Автор пишет, что зачастую неуспех занятий происходит не из-за слабых способностей ученика, а из-за недостатков того, кто учит. Возможные неверные шаги взрослых подробно разобраны в примерах по ходу всей книги и особенно много их в разделе, посвящённом проблемам обучения. Кроме того, подробно описано, что должен знать и уметь ребёнок к моменту начала занятий, специально отмечена польза от занятий рисованием.

Марьяна Безруких предлагает разбить обучение письму на 10 частей (или 10 шагов). Каждый следующий шаг должен делаться только после того, как предыдущий полностью освоен. Что же это за шаги?

  1. Учимся правильно сидеть;
  2. Учимся правильно держать тетрадь и ручку;
  3. Учимся рисовать прямые линии (горизонтальные, вертикальные, наклонные);
  4. Учимся рисовать параллельные линии;
  5. Учимся рисовать полуовалы (верхние и нижние, правые и левые);
  6. Учимся рисовать круги и овалы;
  7. Учимся рисовать зигзаги и прямые линии, не отрывая руки;
  8. Учимся различать и писать элементы печатных букв;
  9. Учимся писать печатные буквы;
  10. Учимся писать элементы письменных (строчных) букв.

Все эти шаги, их последовательность теоретически обоснованы. Даны объяснения, как заниматься и на что обращать внимание, дополнительно помещены понятные схемы и рисунки. Кроме того, приведены примеры заданий, которые полезно выполнять ребёнку на этом этапе обучения. Автор специально отмечает, что длительность занятий для дошкольника 5-6 лет не должна превышать 10-15 минут.

В разделе, посвящённом возникающими трудностям, сказано немало полезного о таких животрепещущих вопросах любого младшего школьника, как скорость письма, необходимость или отсутствие необходимости писать безотрывно, что делать, если ребёнок за лето «разучился» писать. Специальные рекомендации по работе с медлительными, гиперактивными детьми, учениками, которые часто болеют, тоже подробно расписаны в самостоятельных главах.

В заключительной части книги читатель найдёт много справочного материала и упражнений для занятий с ребёнком, а также общие рекомендации родителям, вроде таких: «Не ограничивайте любимые занятия (в кружках, в секциях) из-за неудач в школе, не лишайте любимого дела».

Родителям, которые захотят заниматься с ребёнком по этой методике «постепенных шагов», полезно будет узнать, что Марьяна Безруких помимо методических рекомендаций, подготовила и специальный комплект прописей, состоящий из 4-х тетрадей. В книге «Пишу красиво и правильно» для каждого шага обучения приводятся ссылки на соответствующие задания в прописях, что существенно облегчает задачу родителя. Кроме этого, в форме таблицы приведена подробная структура прописей. Автор отмечает, что первая часть прописей предназначена для подготовки руки к письму, а все последующие подойдут для занятий с младшими школьниками и совместимы с обучением письму по любой возможной школьной программе.

Книга содержит и другие небесполезные для родителей рекомендации, например, как организовать работу с пособиями во время летних каникул, как взаимодействовать с педагогом ребёнка в том случае, если возникли проблемы.

Как утверждает автор, примерно 60% детей имеют трудности при обучении письму. Желаем, чтобы работа с такого рода пособиями помогла вашему ребёнку не попасть в это грустное большинство.

 


Другие статьи в этой рубрике:

Развитие графо-моторных навыков у детей. 1 часть.
Развитие графо-моторных навыков у детей. 2 часть.
Учим буквы