Жанр: современная сказка
Тематика: Юмористическая история, в которой друзья выручают добрую талантливую лошадку из коррумпированного мира столичного шоу-бизнеса.
Ключевые слова: животные, друзья, самореализация, мошенники, шоу-бизнес, телевидение, продюсер, юмор
Знания и навыки: В сказке в юмористической форме описаны хорошие и плохие реалии современной жизни, впервые в детской сказке правдиво и точно (а еще сказочно и с юмором) описана жизнь, в которой немалую роль играют телешоу, мобильная связь и интернет.
Для какого возраста: 6-12 лет
Для самостоятельного чтения, для семейного чтения, для чтения родителями детям
Купить на Ozon.ru • 145 руб. Купить в Лабиринте • 231 руб.

 

Нужны ли детям новые современные герои или они вполне могут обойтись былинными богатырями, Иван-царевичами и, допустим, мальчиками из сказок Алексея Толстого и Антония Погорельского? Пока родители продолжают спорить на эту тему, психологи не без оснований отмечают, что у былинного персонажа и супергероя примерно один и тот же конечный смысл, удовлетворяющий запросам психики взрослеющего ребёнка. Литературоведы добавляют, что не так уж важно, кто и когда сочинил книжку, ведь главное, чтобы она была хорошо написана и соответствовала стилистическим нормам русского языка. Так что по сей день степень актуальности персонажей и деталей остаётся личным выбором читателей и писателей.

Когда-то, в советские времена, по-настоящему современные сказки представил читателю Эдуард Успенский (который, по общему мнению, в конце концов чересчур увлёкся сочинением продолжений и писать хорошо перестал). Сказка «Дядя Фёдор, пёс и кот», впервые изданная в 1973 г., говорила современным языком о нынешнем мальчике и актуальной проблеме взаимоотношений слишком самостоятельных детей и их чересчур занятых собственными проблемами и обустройством быта родителях. В конце 80-х, параллельно с телевизионными «Знатоками», которые вели следствие на глазах у внимательной публики взрослых, в сказках Успенского следствие вели Колобок и его команда, состоящая из Булочкина и Колбочкиной. В середине 90-х гг. крокодил Гена занялся бизнесом, а в Простоквашино началась новая жизнь (впрочем, об этом читатели уже не любят вспоминать).

Сюжеты всех сказок были динамичными, неожиданными и перенасыщенными событиями. Язык удивлял своей современностью и очевидной простотой и понятностью. Суть же была в том, что эти детские сказки являлись зеркальным отражением самого современного мира взрослых, говорили об актуальных сиюминутных делах и увлечениях мам и пап понятным ребенку языком и сопровождались доброй долей хорошего юмора, с тем чтобы мамам и папам было тоже нескучно. Вообще говоря, именно Успенский и целая плеяда его современников показали нам, какой может быть по-настоящему хорошая современная сказка.

Нынче, во втором десятилетии XXI века, традицию такого рода актуальной современной сказки продолжает писатель из Санкт-Петербурга Антон Соя. Мир взрослых людей, которые получаса не могут провести без своего смартфона с инстаграмом, черпают новости и культурные впечатления из YouTube, внимательно рассматривают вечерние наряды, детей и супругов нынешних модных звёзд и смотрят по вечерам шоу «Голос», «Камеди-клаб» или там «Пусть говорят», находит своё отражение в сказке «Звёздочка. Лошадка, которая поёт». Впрочем, в сказке находится и много чего другого, включая низкие пенсии нынешних пенсионеров, добрый нрав «простого народа», находчивость и техническая подкованность современных детей, народная любовь ко всему «гламурному» и «медийному».

Звёздочка – это маленькая лошадка, которая появилась на свет, благодаря ученым-нанотехнологам. Она оказывается в имении благородного олигарха-дауншифтера, обучается человеческому языку, проявляет недюжинные музыкальные таланты и мечтает стать всемирно известной певицей, как современная сказочная Фрося Бурлакова. Путешествие из деревни в Москву лошадки Звёздочки сопровождается чередой хороших и не очень встреч, а в самой столице она попадает в самую гущу коррумпированного мира звериного шоу-бизнеса. Там, в зверином шоу-бизнесе, всё как на самом деле (кому, как не Антону Сое, бывшему музыкальному продюсеру, этого не знать): конкуренция, гламур, мошенничество и борьба за место под солнцем. И никакого шанса простому таланту из народа проявить себя! К счастью, Звёздочка встречает настоящих друзей, которые выручают её из неприятностей, совершают пару-другую удивительных подвигов и невероятных авантюр и в конце благополучно возвращаются домой, в деревню.

Кажется, писатель напихал в сюжет книги вообще всё, что смог придумать: инопланетян, преступников, бабушек с внуками, современную Москву, полицейских, политику, ночную жизнь, тусовку, птичий грипп, детдомовских детей и воспитательниц… Всё это бесконечно движется силами целой толпы разномастных говорящих зверей со всех концов света (среди соратников Звёздочки обнаруживаются не только привычные нам свиньи и гуси, но и шимпанзе, и собачки экзотических пород), гениального мальчика-сироты и интернета с телевидением. Между тем, всё там происходит как во вполне обычной сказке: плохие персонажи повержнеы, хорошие одержали победу и ушли к лучшей жизни, о чём нам поведано в эпилоге, а главная героиня извлекла верный урок из своих непростых приключений.

Отличительная черта сказки, о которой уже немало сказано выше, – это как раз то, что делает её самой современной сказкой нынешней детской литературы. По всему тексту разбросаны крючки, за которые непременно зацепится взрослый читатель: начиная от имени собаки президента (впрочем, имена героев там вообще говорящие, взять хотя бы музыкального продюсера Игоря Юрьевича Максюту) и заканчивая упоминанием диггеров, экспатов, тусовок и ЧГК. Язык книги более чем актуален, пожалуй, через несколько десятилетий она вполне сможет выступить одним из источников для научной работы по актуальному сленгу начала века. Дополняет эти намёки на современность иллюстратор книги – дядя Коля Воронцов, мастер карикатур и остроумных подтекстов.

Надо сказать, что книге вообще невероятно повезло с художником. Ведь очень важно, чтобы текст соответствовал манере иллюстрирования, и, кажется, в случае с лошадкой Звёздочкой лучшего варианта не найти. Иллюстрации не просто отражают текст, они дополняют его, создают по-настоящему объёмную картинку, а художник стал полноценным соавтором этой сказочно-настоящей истории. Художник вообще так увлёкся додумыванием этой истории, что сочинил к ней иллюстрированное приложение «Курам на смех», – то ли журнал, то ли альманах, содержащий намёки на внутреннюю суть столичного города, таланты Энди Уорхолла, творческие задания и песенник лошадки Звёздочки.

Книжка постепенно уходит в народ, дети знакомятся с новыми героями, а автор истории, Антон Соя, уже думает над продолжением.

 Антон Соя. Звёздочка. Лошадка, которая поёт.. – СПб.: Акварель, 2013. – 307 с.: ил. – ISBN 978-5-4453-0427-2.


Другие рецензии:

Дауншифтинг по-сказочному

Современная сказка представляет нам одно из популярных нынче мировоззрений и вытекающий из него образ жизни. Всё больше людей предпочитают отказаться от городской суеты и переехать жить ближе к природе…
читать далее »

Взрослым или ребёнком?

Книжка эта – приглашение к искреннему разговору родителей с детьми, она поможет родителям расслабиться, а детям сформулировать и озвучить свои желания.
читать далее »

У папы в детстве был свой дракон

Эта книга поможет научиться работать с географическими картами, а также покажет, как важно уметь быстро принимать решения и ориентироваться в ситуации опасности.
читать далее »