“Нажить много денег – храбрость,

сохранить их – мудрость,

а умело расходовать – искусство.”

Бертольд Авербах.

«Куда уходят… деньги, в какие города, и где найти нам средства, чтоб вновь попасть туда?..»

В обычной жизни дела с финансами обстоят примерно так же, как в перефразированной песне. И мы уже давно знаем одну прописную истину – дело не в количестве денег, а грамотном планировании и распределении. Можно много зарабатывать, но если не следить за своими финансами, то они будут разлетаться примерно по тому же принципу, то есть в никуда, а можно и небольшой бюджет распланировать так, чтобы не чувствовать себя сильно ущемленными и не оказываться с пустым кошельком в середине месяца.

Основными проблемами распоряжения домашними финансами являются неконтролируемые расходы и отсутствие планирования. Впадая в экстаз от шоппинга, мы затем очень часто корим себя за необоснованные траты, за покупку вещей, без которых вполне могли бы обойтись.

Узнать, почем фунт лиха

Начать следует с записи своих расходов за месяц, два, три или за такой период времени, который позволит вам понять, на что уходят деньги. Записывать придется скрупулезно, буквально каждую копеечку. Многие на этом этапе сдаются и продолжают тратить деньги как и прежде. Но если мы хотим управлять финансами, а не находится в постоянной зависимости от них, то придется потерпеть. Как вы это будете делать – дело ваше: можно собирать чеки со всех покупок и в конце дня записывать вручную в отдельный блокнот, можно вести записи в телефоне, можно установить на смартфон специальную программу учета средств. Важен результат – учесть каждую трату.

В конце периода, который вы определите сами, нужно провести анализ расходов, разделив их на группы (постоянные расходы (коммунальные платежи, транспорт, оплата садика и т.д.), жизненно-важные расходы (продукты, содержание дома, машины), единовременные расходы (крупные покупки, поездки) и дополнительные (разные мелочи, развлечения, хобби). В процессе анализа обычно выясняется, что пятая пара туфель, которой, скорее всего, вряд ли суждено выйти в свет, была лишней, что четыре йогурта, которые весь свой отпущенный срок провели в холодильнике и были выброшены, могли бы быть использованы по назначению кем-нибудь другим, а после воскресной прогулки вполне можно было обойтись домашним обедом, а не оставлять внушительную сумму денег в дорогой пиццерии.

Следующим этапом должно стать ваше твердое намерение расплатиться с долгами (если таковые имеются). В этом случае вам лучше применить упрощенное планирование 50/50, где половина дохода направляется на погашение долгов. Да, придется немного ужаться в тратах, а как вы хотели? Ведь долги образуются в том случае, когда мы вдруг захотели что-то иметь, пока еще на это не заработав или не пожелав довольствоваться более дешевым аналогом. Старое доброе правило – за все надо платить!

С  миру по нитке

А дальше – собственно, планирование.

Итак, все поступающие в ваше распоряжение средства вы делите на четыре фонда, это похоже на известную систему «4 конверта», но здесь деление идет не на 4 предстоящие недели (до следующей зарплаты), а средства направляются в фонды, созданные вами для обеспечения полноценного существования в настоящем и будущем.

      • Первый фонд - 40 % дохода – жизненный. Сюда входят расходы на продукты, бытовые товары, одежда, медикаменты, в общем, то, без чего прожить нельзя.
      • Второй фонд - 30% дохода– услуги (социальные платежи, коммунальные, медицинские и бытовые услуги)
      • Третий фонд - 20 % дохода – личные расходы. Здесь вы закладываете базу на ваше развитие (обучение) и хобби.
      • Четвертый фонд - 10% дохода– инвестиции и накопления. Можно открыть счет в банке, можно вкладывать в бизнес, в ПИФы, вариантов много. Этим фондов мы пользуетесь для получения дополнительного пассивного дохода, а также копите средства на отдых и крупные покупки.

После того, как имеющиеся средства распределены, можно планировать расходы. Исходя из того, сколько средств попадает в тот или иной фонд, вы видите, что можете себе позволить. Можно сделать другую процентовку, исходя из конкретной жизненной ситуации. Например, в предстоящем месяце ожидается очень важный для вас тренинг, следовательно, вы можете положить в фонд № 3 не 20, а 25 или 30 процентов средств, но за счет другого фонда. Другой вариант – поиск дополнительных источников дохода, в этом случае процент фондов остается прежним, при этом увеличивается не только сумма интересующего вас в данный момент накопления, но также уровень жизни в целом.

Вот такая нехитрая система

А самое главное – следовать основным правилам: соблюдать дисциплину в планировании и контроле (по-прежнему записывать расходы (хотя бы недельный порядок)), не урезать статью инвестиций (10 % от какого бы то ни было дохода – это не так много) – это ваша подушка безопасности, необходимый запас на «черный день», и основное, пожалуй, правило, которое можно условно озвучить так – «Мы живем не для того, чтобы есть, а едим для того, чтобы жить». Учитесь радоваться каждому моменту, не привязывайтесь слишком сильно к материальным вещам и позволяйте себе только то, на что вы заработали!