Жанр: народные сказки
Тематика: Волшебные сказки Северного Кавказа о героических деяниях, житейской мудрости
Ключевые слова: уважение к старшим, семья, герой, великан, конь, подвиг, волшебство
Знания и навыки: Сказки народов Ингушетии помогут познакомиться с культурой и традициями народов Северного Кавказа. Помимо национальных особенностей с этих народных сказках отражены общечеловеческие ценности и общие для всех смыслы.
Для какого возраста: 7-10 лет
Для чтения родителями детям, для первого самостоятельного чтения

 

Купить на Ozon.ru Купить в Лабиринте • 661 руб.

Сказки народов России сегодня не являются особенно популярным жанром у издателей. Есть множество изданий русских народных сказок, впрочем, даже их не очень-то жалуют нынешние родители, сетуя на излишнюю жестокость, непонятность и нелогичность историй. А когда мы в последний раз видели новое издание сказок, например, татарских, чукотских, якутских или там осетинских, изданных при этом не региональным, а одним из московских издательств, не на деньги национальных общин, а по собственной инициативе? Кажется, что японские или там английские сказки появляются в продаже не в пример чаще! Так что появление сборника «Волшебные сказки Ингушетии» примечательно не только потому, что книжные полки пополнятся ещё одним оригинальным сборником народных сказок. Это ещё один шаг к тому, чтобы нам, тем, кто живёт в России, стать немного ближе и понятнее друг другу.

Сборник сказок Ингушетии пополнил собой серию, в которой уже раньше вышли сказки Швеции и Норвегии, имеет похожее оформление и ту же «подарочную» цену. Целых 23 невероятных сюжета, родина которых – Северный Кавказ, призваны удивить юного русскоязычного читателя. Там есть, чему удивляться! Сюжеты сказок Ингушетии по большей части мало напоминают более привычные и распространённые русские народные или какие-нибудь европейские сказки, система ценностей и отношения героев в сказках горного народа, богатство которого – крепкая семья, сильный конь и стада овец, тоже отличаются от привычных нам по другим книгам. Нечисть там зовётся иначе, а отголоски известных сюжетов удивляют непривычными декорациями.

Седло приросло к коню, сам прирос к седлу, изо рта пламя бьёт – так ездил чёрный Ногай. Однажды напал он на одно село, сжёг его, шашкой изрубил всех людей, остался в живых лишь один маленький мальчик. У него под мышкой было солнце, из одного пальца текла вода, из другого – молоко, из третьего – масло, из четвёртого – мёд.
Мальчик жил в лесу, сосал свои пальцы и так кормился. Увидел его волк и решил съесть. Но мальчик сам вспрыгнул ему на спину, схватил за уши и сказал: «Я твой всадник, а ты – мой конь»

Так начинается одна из сказок этого сборника – «Сказка о том, как победили чёрного Ногая». Во многих сказках Ингушетии невиданные богатыри сражаются с непобедимой злой нечистью, чаще действуют они силой и ловкостью, а не хитростью и смекалкой, часто в этом им помогают друзья, для которых друг-богатырь – это большая честь. Особые отношения у богатырей в этих сказках с лошадьми, орлами, солнцем и месяцем, ветром и дорогами. Есть в них знакомые нам «волшебные помощники»: говорящие кони, друзья героя с невероятными способностями. Младшие братья привычно оказываются сильнее и находчивее своих старших братьев, падчерицы и пасынки, ничем не примечательные дети бедной вдовы обретают великие судьбы и совершают героические подвиги, а некоторые герои напомнят нам о Пульчинелло или Иванушке-дурачке. Вы обнаружите среди историй даже трёх девиц, одна из которых обещала «родить богатыря» и стала женой правителя, и княжеского сына, которого отправили в поход за жар-птицей, золотой яблоней и прекрасной девушкой.

Другие сюжеты ни о чём нам не напомнят, наоборот покажутся неповторимыми и совершенно оригинальными. В одной из сказок человек умирает в наказание за то, что отказался рассказывать сказку, и после оживает, благодаря сестре. В другой человек продаёт свой сон прохожему джигиту, чем меняет свою судьбу к лучшему, джигит же делается правителем целой большой земли. Третья начинается тем, что всадник решает отдать своего прекрасного коня первому встречному, который его об этом попросит. Есть в сборнике шуточные сказки, в одной из которых бойкая на язык жена оказывается страшнее дракона.

Ребёнок, впервые познакомившийся со сказками Ингушетии, может обратить внимание на то, что взаимоотношения в семье, описанные в сказках, отличаются от тех шаблонов, которые он видит вокруг себя. Почитание родителей и вообще старших, уважение к ним является обязательной нормой жизни: сын беспрекословно выполняет указания своего отца, какими бы абсурдными они ни казались. Незамужняя сестра там живёт вместе с семьёй брата, муж может иметь двух жён, а самая лучшая жена – это та, что всегда поддержит мужа и даст хороший совет, если спросят. Предатели получают жестокое воздаяние, а преступление обязательно наказывается. Хотя обычай возводить карлаги и не упомянут в этих сказках, можно рассказать о нём ребёнку, с тем, чтобы народ, сочинивший эти сказки, и сами истории стали чуть более понятными. Суть обычая в том, что в Чечне и Ингушетии можно было увидеть большие кучи камней и мусора на обочинах дорог, их возводили на том месте, где когда-то было совершено преступление. Даже если имя преступника не известно, проходящий мимо карлага человек всё равно бросит туда камень, и люди верят, что кара за плохой поступок непременно настигнет претсупника. Детям рассказывают историю карлагов, так что они сызмальства знают о том, что плохие поступки не забываются, о них будет знать и помнить каждый член общества.

В этих сказках ребёнок-читатель познакомится с совершенно не известным им до сих пор миром вещей и понятий. Среди нечисти ему встретятся злые колдуньи гамсильг, хежасаг и гарбаш, можно будет ужаснуться кровожадности великана вампала и узнать, какие драконы жили в Ингушетии – сармаки. Узнает он немало бытовых и культурных подробностей об этом народе Северного Кавказа. Например, о национальных музыкальных инструментах – зурне, чем-то похожей на всем известный гобой, пондуре, функция которого чем-то похожа на ту, что выполняли в Древней Руси гусли: играя на пондуре, сказители слагали легенды, исторические песни. Герои некоторых сказок живут в саклях. Знает ли ребёнок о том, что это такое? Есть сказка, в которой отец и сын строили башни для богатых людей. Родители могут рассказать детям об этом необычном архитектурном сооружении – жилой башне (гала), которое строилось только на Северном Кавказе, а секреты строительства бережно передавались от отца к сыну! Немало таких башен, воздвигнутых в средние века, дошло до наших дней. Упомянуты в сказках предметы гардероба, оружие, домашние животные и устройство хозяйства. Так волшебная сказка становится не только интересным и захватывающем чтением о страшном, героическом и волшебном, но и целой энциклопедией культуры и быта!

Книгу «Волшебные сказки Ингушетии» готовил к изданию целый коллектив авторов и редакторов. Предисловие написала министр культуры Республики Ингушетия Марет Газдиева, составителем сборника выступил Микаэл Базоркин, художественный руководитель Русского государственного музыкально-драматического театра Республики Ингушетия, председатель Ассоциации театров Юга России, заслуженный деятель искусств Республики Ингушетия. Иллюстрации рисовали сразу два художника: Аза Базоркина, которая создала пейзажи и виды гор и долин Ингушетии, и Яна Седова, которая дополнила книгу изображением персонажей и сказочными элементами и украсила обложку книги изображением сказочной героини. Кажется, что сочетание этих иллюстраций, сделанных в разном стиле, не очень-то гармонично, и явно уступает качеством и художественной ценностью двум предыдущим книгам серии. Однако картинки позволяют увидеть картины реальной природы Ингушетии и весьма уместно дополняют тексты сказок.

Некоторые сказки сборника заканчиваются упоминанием о том, что герои дальше жили счастливо и богато, а некоторые напутствием или пожеланием: «Так пусть будет добро с ним и со всеми нами!» Пожелаем того же самого и всем читателям этой книги!

Волшебные сказки Ингушетии. – М.: Рипол, 2012. – 198 с.: ил. – ISBN 978-5-386-04932-4


Другие рецензии:

Птицы восточных сказок

В книге собрано пять сказок: две китайские, японская, корейская и ещё вьетнамская сказка. Каждая из сказок – это история о поведении людей, их взаимоотношениях, о том, как вести себя в обществе и какие люди достойны лучшего.
читать далее »

Кто расскажет небылицу, или Сказка ложь, да в ней намёк

В книге показаны примеры вымышленных миров, каждый из которых воплощает утопическую идею счастливой жизни. Можно увидеть, какими недостатками страдает каждый из описанных из миров.
читать далее »

Курочка Ряба на новый лад

Анатолий Елисеев сам придумал и нарисовал сказку «Яичко». В ней тоже жили-были дед да баба и была у них курочка Ряба, курочка снесла яичко, а яичко разбила мышка.
читать далее »